Меню
16+

Сетевое издание «Уватские известия»

20.10.2016 09:27 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 83 от 19.10.2016 г.

Казацкому роду нет переводу

Автор: Лариса ФИЛАТОВА

Трудно поверить, но хуторскому казачьему обществу Уватского района десять лет. Сегодня это отряд из семи человек во главе с атаманом Иваном Васильевичем Шуляком.

Только ленивый не воскликнет: «Какое казачье общество может быть в Увате? Здесь и казаков-то отрадясь не было?». Может были, а может и нет. Поди сейчас, разберись, сотни лет минуло, когда Сибирь-матушку освоили. К тому же казак — это не национальность, а сословие. И все обладатели усов, лампасов, шашки и доброго коня смело могут называть себя казаками. Вот и Наполеон, ощутив, чем пахнет настоящий кулак, говорил, мол, поскребите русского - и вы обнаружите казака, поскребите казака — и вы обнаружите медведя. Да и президент В.В. Путин не раз отмечал: «Сегодня к этому сословию себя относят миллионы наших сограждан. Исторически казаки находились на службе у Российского государства, защищали его границы, участвовали в боевых походах Русской Армии. После революции 1917 года казачество было подвергнуто жесточайшим репрессиям, по сути — геноциду. Однако казачество выжило, сохранив культуру и традиции. И задача государства — всячески помогать казакам, привлекать их к несению военной службы и военно-патриотическому воспитанию молодежи».
Что-что, а патриотическое воспитание Ивану Васильевичу в самый раз. Потому что не первый год работает учителем физической культуры в Уватской школе, активный участник общественной жизни в селе. Пользуется авторитетом не только у подрастающих, но и более старшего поколения. К тому же Иван Васильевич потомственный казак по материнской линии.
Вообще сибирские казаки имеют давнюю историю, полную противоречий и загадок. Но в то же время она полна мужества, отваги и военной доблести. Подтверждением этому может служить тот факт, что Сибирское казачье войско отвечало за невероятно большое, обширное пространство. «Зона их ответственности» раскинулась на 1920 километров от Тобола и до Монгольского Алтая.
Отличие Сибирского казачьего войска от всех остальных (Донского, Терского, Уральского) заключалось в том, что создано оно было государством. Сибирское казачество с самого начала своего существования служило стране. Некоторые источники говорят о том, что Казаки в Сибири начали свою историю с атамана Ермака и его вольных казаков — покорителей Сибирского ханства. Поход Ермака действительно имел большое значение, но история развивалась несколько иначе. В 1586 году на территории Сибири закрепилась государева администрация. Основной силой для формирования властями новых земель в это время было не сибирское казачество, а так называемые «охочие люди». По большей части они все были жителями русского Севера.
Рубежом возникновения сибирского казачества принято считать XVIII век. Именно в это время Российское государство полностью оформило свою границу на юге Западной Сибири. Основой нового рубежа стала Омская крепость, будущая столица Сибирского казачьего войска.
Громадная протяженность границ и небольшое число казаков зафиксировано во многих документах. К примеру, по состоянию на 1787 год на 2400 км суровых сибирских линий было всего 2000 казаков! Это примерно по человеку на километр.
Справедливости ради, стоит сказать, что казачеству Сибири в это время помогали донские и яицкие казаки, башкиры и мещеряки. До 1812 года вместе с казаками-героями службу здесь несли сразу несколько драгунских полков. Но этих сил было явно недостаточно, чтобы оказывать сопротивление кочевникам. В 1812-м драгуны отправились воевать с Наполеоном. Казаки-герои остались единственной конницей на территории Западной Сибири. Казаки в Новосибирске и на территории многих других «северных» пунктов служили в XIX веке самоотверженно и верно с 17 лет и до тех пор, «доколе в силах»…
Небольшая горстка казаков Сибири служила без отдыха и терпела постоянные «перегоны» на всевозможные работы. Сменившись со своего поста, они шли строить и ремонтировать укрепления, заготавливать для казны дрова, сено, строевой лес. О своей собственной запашке не мог мечтать даже атаман.
Жалованье они имели небольшое. И на эти «крохи» нужно было еще приобрести боевого коня, оружие и одежду!
В начале ХХ века казаки принимали участие в войне с Японией, и проявили героизм в Первой мировой.
Шло время. Близился 1917 год. 200-летняя служба отважного и известного Сибирского войска завершалась. Октябрьский переворот семнадцатого года ознаменовал гибель Сибирского казачьего войска. За октябрем последовала гражданская война, которая стала еще одной причиной раскола России, раскола казачества. Закончилась Гражданская война, и официальная пропаганда начала всеми силами работать так, чтобы привести к гибели Сибирского казачьего войска, к тому, чтобы стереть из памяти все героические страницы истории. Большевистская власть следовала призыву Л.Д. Троцкого: «У казачества вообще нет заслуг перед русским государством и русским народом».
Сегодня, к сожалению, нет возможности вернуться в прошлое и что-то изменить. Многие обычаи и традиции казаков забыты. Прежний уклад жизни больше не вернуть. Теперь стоит несколько иная задача: восстановить насильно прерванную связь поколений и доказать, что культура казаков существует.
Самыми важными задачами перед Сибирским казачьим войском, в том числе и перед Уватским хуторским казачьим обществом, остаются: возрождение истории казачества, культуры, традиций, обычаев, осуществление патриотического воспитания молодежи, укрепления авторитета казаков. Последний пункт представляет собой, наверное, один из наиболее сложных. Не всегда уватские казаки служат примером мужественности, добропорядочности, почитателями православной веры, заступниками старших и малых. В небольшой отряд требуется пополнение, которое бы свято хранило данную перед богом клятву: «Быть законопослушным гражданином своего государства, нести государственную, муниципальную и иную службу, выполнять требования уставов и законов казачества, повиноваться атаманам и командирам, уважать и беречь стариков, женщин и детей…Если я нарушу эту клятву, то пусть меня постигнет суровая кара божия и презрение братьев-казаков».
Лариса ФИЛАТОВА
Фото Ивана Шуляка

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

107