Меню
16+

Сетевое издание «Уватские известия»

05.06.2017 16:18 Понедельник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 43 от 31.05.2017 г.

Экскурсию для детей КМНС устроили в Уватском музее

Автор: Лариса ФИЛАТОВА

Под занавес учебного года развлекательно-познавательные мероприятия подготовили сотрудники районного краеведческого музея «Легенды седого Иртыша» для детей ханты, учащихся Демьянской школы. Застенчивых, любознательных, с живыми глазами будущих охотников и рыболовов провели по залам музея, рассказали о экспедиции в их родные стойбища, научили делать куклу Пеленашку.

Особый интерес у детей вызвал зал палеонтологии.

На территории Уватского района проживает 87 представителей коренных малочисленных народов Севера. Основным их местом проживания является бассейн реки Демьянки, где насчитывается 14 населенных пунктов. Связь с ними, доставка продовольственных и промышленных грузов осуществляется водным и воздушным транспортом. Расстояние от районного центра до ближайшего стойбища — 180 километров.
- Девять месяцев мы учимся и живем в интернате, а три месяца каникул проводим дома, — рассказали юные гости музея. — Днем у нас уроки, а вечером занимаемся в секциях и кружках. По дому скучаем, но с нами заботливые и добрые воспитатели, которые нас любят и жалеют.
Их родители ведут оседлый образ жизни. Занимаются охотой, рыболовством, огородничеством и сбором дикоросов. Всё работоспособное коренное население традиционных национальных поселков работает в муниципальном предприятии «Промыслово-охотничье хозяйство «Кедровый»». Занимаются ханты и ремеслами: плетут сети, изготавливают берестяные короба, лодки, нарты, лыжи, шьют национальную одежду и обувь.
Знакомы с традиционными ремеслами и дети. Девочки, несмотря на юный возраст, уже умеют шить одежду и вышивать бисером. Поэтому в рассказ научного сотрудника музея Н.В. Белкиной о национальной одежде народов ханты они вносили дополнения и уточнения. Мальчики же оказались знатоками тонкостей охоты и рыбалки.
Хозяйственная деятельность на стойбищах носит сезонный характер: зимой основным занятием является охота; летом и ранней осенью — собирательство; летом в большей степени занимаются рыболовством, которое и в другое время сохраняет свою значимость как дополнительное средство получения продуктов питания.
Главные промысловые животные — соболь, белка, лиса, лось, олень, глухарь, рябчик, утка. Женщины в основном охотятся на белок и соболей. Охота на лосей и оленей считается мужским занятием. Рыболовство производится в притоках Демьянки, малых речушках и озерах. Основным транспортным средством на рыболовном промысле являются лодки-добленки — аярык ах. Для передвижения на дальнее расстояние используют фабричные лодки с мотором. В настоящее время на стойбище Усть-Урна сохраняется традиция изготовления дощатых лодок, достигающих в длину 7 м.
С большим интересом слушали ребята рассказ Л.А. Телегиной «Вверх по Демьяну». Они будто побывали дома, рассматривая фото своих родных мест и родных людей. Особенно заинтересовал ребят видеофильм о празднике «Медвежья вечерка». А всё потому, что и сегодня медведь в миропонимании ханты — это не только лесной зверь, но и возвышенное животное. Существует легенда о том, как очень давно, когда люди не умели еще добывать огонь, жил медведь вместе с отцом за облаками и, видя оттуда землю, менявшую свой наряд с белого на зеленый, думал, что жизнь на земле интереснее, чем среди звезд. Трижды просил медведь своего могущественного отца отпустить его на прогулку вниз, пока тот не согласился и спустил сына в люльке на землю. Проголодался медведь на земле, стал проситься обратно, но родитель бросил ему лук, стрелы и огонь и повелел жить на земле, добывая себе пищу, и чинить справедливый суд над теми, кто творит зло. А в случае, если сам сын поступит несправедливо, то человек учинит расправу над ним. Медведь не внял преду-преждениям отца, много натворил бед. Убил его один из семи братьев-охотников, забрал у него лук, стрелы и огонь, которыми с тех пор и стали пользоваться люди. 
Завершилась программа изготовления куклы Пеленашки. Выбор мастер-класса тоже не случаен. У ханты помимо своей особенной игрушки существует также определенная культура игры. Первая кукла у девочек появляется примерно в 3-4 года. У каждой хантыйской девочки имеется свой мешочек для рукоделия, где хранятся принадлежности для шитья, куколки с их нарядами. Девочка начинает сама изготавливать куклу с 5 лет, при этом размер куколки не должен превышать размера ее ладони, и не быть меньше мизинца. Таким образом, игрушка растет вместе со своей хозяйкой. По хантыйской традиции считается, что кукла больших размеров похожа на человека, а повторять образ человека, копировать его черты запрещено, иначе кукла может принять душу этого человека. Поэтому создание кукол полностью контролируется старшими родственницами. Игра с куклами разрешена только в светлое время суток, по окончании игры игрушку необходимо разобрать, чтобы она не ожила.
Интересным и запоминающимся получился день для детей и сотрудников музея. Поэтому они с нетерпением будут ждать новой встречи.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

51