Меню
16+

Сетевое издание «Уватские известия»

15.01.2021 09:53 Пятница
Категория:
Тег:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 2 от 06.01.2021 г.

Поклонимся Великим тем годам...

Автор: Зинаида КОРЧЁМКИНА

Выпуск 1940/41 учебного года. Уват.

Такова была тема юбилейного районного мероприятия, посвящённого 75-летию Победы над фашизмом в Великой Отечественной войне, которое состоялось в формате онлайн-трансляции в актовом зале Туртасской средней школы 4 декабря 2020 года. Дата проведения была выбрана не случайно.

В сентябре 1941 года фашистские полчища подошли к Москве. Здесь решалась судьба Москвы, а значит и судьба России.

4-е декабря 1941 года вошло в историю как начало наступательного периода в битве за Москву. Враг был отброшен. Страшными были цифры потерь Красной Армии. Из 600 тысяч солдат, участвовавших в этой битве, в живых осталось 85 тысяч. Трудным было начало большого пути к Великой Победе.

Штыки от стужи побелели,

Снега мерцали синевой.

Мы, в первый раз надев шинели,

Сурово бились под Москвой.

Безусые, почти что дети,

Мы знали в яростный тот год,

Что вместо нас никто на свете

За этот город не умрёт.

Битва за Москву закончилась 20 апреля 1942 года. Немалый вклад в успешное завершение этой битвы внесли сибирские полки. Среди них были и наши земляки, учителя и выпускники 1941 года Уватской средней школы.

В рамках программы данного мероприятия состоялась презентация книги «Навечно в строю», в которой описаны судьбы учителей Тюменской области, в том числе и наших земляков, тех, кто не колеблясь уходил на борьбу с врагом, вставал на защиту своей Земли, своей Отчизны, своего народа, и, конечно, своего крова, своей семьи. И они победили!

9 мая 2020 года наша страна и мир отметили 75 лет той Великой Победы в Великой Отечественной войне, победы над фашизмом.

Новые поколения приходят в мир. Всё меньше и меньше становится тех, кто не понаслышке знал о событиях 1941-1945 годов. В канун подготовки к празднованию еще семидесятилетия Великой Победы участники областного семинара председателей районных и городских советов ветеранов педагогического труда внесли предложение о создании областной книги о педагогах, участниках Великой Оте-чественной войны.

Началась активная работа по поиску имен педагогов, ушедших на фронт в период с июня 1941 по 1945 год. Кто-то из них к этому времени уже имел опыт нелегкого учительского труда, кто-то стоял в начале избранного пути. Но война же указала всем одну дорогу — идти защищать Родину.

Работа оказалась непростой. Даже родившимся в 1941-м военном году было уже по 70 с лишним лет. Не только живых защитников Родины осталось мало, но и их родственников. И всё-таки хорошо, что есть семьи, в которых хранят память о дорогих, близких сердцу людях, в семейных альбомах хранятся пожелтевшие от времени фотографии, в архивах отделов народного образования сохранились «Книги приказов», в которых имеются записи: «Уволен в связи с призывом в РККА».

Смысл приказа был понятен: это — на фронт.

Список учителей, призванных на фронт, оказался довольно солидным. Из Уватского района за годы войны защищать Родину ушли более 50 учителей.

Далее предстояла работа по сбору материалов о каждом из участников. Большую помощь в этом оказали семьи, школы, советы ветеранов района, сайты Министерства обороны «Память народа», «Подвиг народа», на которых можно было проследить боевой путь бойцов, узнать о наградах, о героическом подвиге награжденных.

Результатом этой общей работы территориальных профсоюзных организаций работников народного образования, советов ветеранов педагогического труда, руководителей образовательных учреждений, школьных музеев, учителей, понимающих значение этой работы в патриотическом воспитании школьников, стало появление на свет книги «Навечно в строю». В ней описаны судьбы 650 педагогов Тюменской области.

В России с незапамятных времён

Немало громких у защитников имён!

Неважен цвет погон был у бойца,

Они служили Родине — России до конца.

Эта книга о тех кровавых годах, когда весь советский народ встал в строй защитников Отечества.

Это яркий рассказ как о судьбах отдельных участников войны, так и о судьбе молодого поколения, выпускников средних школ.

В ней более шестисот повествований о тех, кто из школьного класса, наполненного детскими голосами, оказался в окопах, под градом вражеских снарядов...

В этих очерках есть всё: рассказы о военных буднях, об эпизодах схватки с врагом, о проявленном мужестве и героизме советских воинов, о целых классах, о выпускниках, получивших аттестаты и на следующий же день доказавших свою зрелость и преданность Родине и народу, готовность пожертвовать собой ради мира и счастья на Земле.

В этой книге увековечены имена 7 учителей, удостоенных звания Героя Советского Союза: Алексеева Григория Федотовича, Дозорцева Фёдора Ивановича, Зверева Анатолия Михайловича, Ишмухамедова Тамерлана Каримовича, Кармацкого Владимира Дмитриевича, Королькова Ивана Васильевича, Янтимирова Булата Янбулатовича, а также имена 3-х полных кавалеров ордена Славы: Парминова Александра Андреевича, Розе Яна Яновича, Якина Хабибуллы Хайрулловича.

Урок военного дела ведёт военрук тов. Жирнов.

Есть в ней и очень лаконичные сведения о бойцах (всего в одну строку), свидетельствующие о том, когда призван и коротко: «Погиб». Некому было о нем рассказать...

Эта книга — дань уважения учителям-фронтовикам, прошагавшим пол-Европы, полземли через ужасы суровой войны, и добрая память о тех, у кого та жестокая война отняла молодость и жизнь.

Эта книга окажет помощь в патриотическом воспитании учащихся и молодежи, в воспитании у них гордости за наш народ и нашу Великую Россию.

Учитель — три слога.

Не так уж много.

А сколько умений вмещает оно!

Уменье мечтать!

Уменье дерзать!

Уменье работе себя отдавать!

Уменье учить!

Уменье творить!

Уменье детей беззаветно любить!

Это значит — Отчизне своей беззаветно служить!

Война — это погибшие молодые жизни, непрожитые биографии, несбывшиеся надежды, ненаписанные книги, несвершившиеся открытия, невесты, не ставшие женами...

В сапогах солдатских и шинели

Они прошли тяжёлый путь войны

Сквозь огонь и зимние метели

Учителя родной моей страны.

Об их судьбах, о мыслях и чувствах правдивее всего говорят фронтовые письма. Это письма, которых ждали и боялись получать. Они шли не в конвертах. На них не было марок. Они были сложены треугольничками.

Морозом и жарою опаленный,

Четыре года шел войной боец,

А следом фронтовые почтальоны

Несли приветы от родных сердец.

В селе далеком плачет мать от счастья,

Узнав, что сын здоровый и живой.

И эту весть сквозь битвы и ненастья

Приносит треугольник полевой.

Но... Были и другие, написанные лаконичным канцелярским почерком.

Почтальоны военных лет первыми принимали к сердцу вспышки радости, а иногда и беспредельное горе.

На странице 203-204 повествуется о судьбе ветерана Великой Отечественной войны Евсеева Ивана Фёдоровича, учителя школы № 14 г. Тобольска, представителя учительской династии, педагогический стаж которой насчитывает 1 000 лет.

Его солдатская судьба была сродни судьбам миллионов фронтовиков. Об этом свидетельствуют его 137 писем, в которых отражен его боевой путь от Сталинграда до Кёнигсберга и Немана. Свято хранится в них воинская судьба самого Ивана Фёдоровича и его фронтовых друзей. В них близки личное и общественное.

Он писал: «Я не военный, я — учитель, но когда на нашу Родину двинулись фашистские полчища, тогда и я взял винтовку и пошел защищать Отчизну». В его письмах отражена суровая летопись войны, исповедь человека, для которого семья и Родина слились воедино.

На странице 36 — фронтовое письмо Александрова Михаила Николаевича, старшего преподавателя кафедры географии Тюменского педагогического института. В июне 1941 года он должен был защищать кандидатскую диссертацию. Но война всё изменила. Михаил Николаевич ушел добровольцем на фронт, а дома родные с нетерпением ждали его письма.

В одном из последних он писал своей дочери, уже школьнице: «Руфик, на фронте живем не по расписанию... Я могу не вернуться. Если такое случится, ты должна мужественно пережить это известие, должна помочь и маме. Запомни на всю жизнь мою любовь, мою заботу, которую я проявлял с тех дней, когда принял тебя совсем крохотную на свои руки. Ты должна знать, что твой отец погиб за счастье своего народа, за миллионы таких же, как ты».

Михаил Николаевич погиб под Сталинградом. Имя его — в списках мемориала «Героям Сталинградской битвы».

Такие письма помогали писать военную биографию учителей России, в том числе и наших земляков. Иногда в них присутствуют мысли о том, будут ли следующие поколения хранить память о них и гордиться их подвигом.

Мне не нужно ни славы, ни почестей...

Пишу, сбегает слеза...

Вспоминаю, что было, что прожито...

Много в жизни произошло.

Написать мне об этом хочется,

Оценить, что уже прошло...

Рассказать о том, как я выжил,

Да вот только кому?

Не поймёт, кто не трогал

Этой жизни струну.

Многие не вернулись с войны, остались там, на поле боя, заплатив своей жизнью за свободу, честь и независимость нашей страны. В их числе и наш земляк Ямщиков Константин Георгиевич. Он был учителем математики, затем директором Новосельской семилетней школы. Позднее работал председателем Уватского райисполкома, а в 1940 году был избран секретарем Уватского райкома ВКП(б). Ушел на фронт. Участвовал в боях за Москву в должности батальонного комиссара.

В марте 1942 года Прасковья Матвеевна Ямщикова, директор Уватской средней школы получила письмо, написанное чужим почерком. «Тов. Ямщикова! Пусть наше письмо не огорчит Вас! Мы знаем, что тяжело терять любимого друга жизни, каковым для Вас являлся Ямщиков Константин Георгиевич. Ваш муж, а наш боевой товарищ, погиб смертью храбрых, как подобает честным, преданным сынам нашей Родины. Он был хорошим, отзывчивым товарищем. Но вместе с тем и отважным воином. Тов. Ямщикова, знайте Вы и пусть знают ваши дети, что Ваш муж, их отец, свой долг выполнил полностью. Воспитайте же Ваших детей такими же смелыми и отважными, каким был их отец. Воспитайте у них любовь к нашей Отчизне и нашему героическому народу.

Они ушли как солдаты уходят порой...

Пусть сквозь них прорастут незабудки и травы -

Они станут для всех светлой русской землёй.

Поэтому живущим сегодня на земле молодым поколениям нужно помочь оценить и понять суть этого исторического события, необходимо учить их помнить о том времени, вести кропотливую работу по поиску и сбору материалов о родственниках, о земляках, защищавших свободу с оружием в руках во все времена.

Баженов Василий Петрович

31 очерк в книге «Навечно в строю» посвящен учителям, участникам Великой Отечественной во йны, ушедшим на фронт из школ Уватского района. Один из них — на страницах 58-59 — о Баженове Василии Петровиче.

После окончания Ханты-Мансийского педагогического училища Василий Петрович работал учителем начальных классов и преподавал уроки пения, передавая тем самым детям свою любовь к музыке. На фронте — танкист. На Курской дуге во время жестокого боя его машина была подбита, танк загорелся. Он тоже горел, но ему удалось выбраться. На всю жизнь война оставила на его лице свой страшный след. Песни и музыка помогли ему выжить, между боями помогали солдатам восстанавливать силы, укрепляли у бойцов веру в Победу.

После войны он вновь — учитель. Преподает уроки музыки в Красноярской школе. Не расстается он с самым верным другом, баяном, до конца жизни. Ни одно мероприятие в школе, ни один праздник в селе не проходили без Василия Петровича и его баяна. Любовь к музыке он передавал всем, кто с ним соприкасался.

И сегодня память о нем живет.

Таисия Федоровна Петелина

На странице 389 — Петелина Таисия Фёдоровна. Призвана в действующую армию в 1942 году. На курсах санинструкторов получила специальность военной санитарки. По военным дорогам прошла всю войну с Западным, с 3-м и 4-м Украинскими и с 1-м Белорусским фронтами. Своими глазами видела разрушенную и поруганную нашу землю, горечь и слезы утрат тех людей, которые вынесли на себе жестокость и злодеяния фашистов. А Таисия Фёдоровна стремилась сохранить жизнь каждому раненому бойцу, которого выносила с поля боя. Была несколько раз ранена, но снова возвращалась в строй. Санитары на войне нужны были бойцам, как воздух.

«Война, — говорит она, — это не сказка, а боль страшная не только видеть, но и слышать». Таисия Фёдоровна служила 3 года и 3 месяца в пехотных войсках, прошла пешком от Дона до Берлина под пулями и бомбежками. Была дважды ранена: в голову и в спину. Оставила свою подпись на колонне Рейхстага. «Знаю, что моя доля в Победе над врагом, что капля в море. Много нас таких обыкновенных девушек встало на защиту Родины. Руководило нами понимание, что защищая свою Отчизну, очищаем путь к счастью и миру своего народа».

После войны вернулась Таисия Фёдоровна в село Демьянское и 30 лет проработала воспитателем в детском саду.

Батурин Алексей Никандрович

Страница 69. По сей день, когда заходит речь об истории развития Уватского спорта, появляется фамилия Батурина Алексея Никандровича. Он ушел на фронт в июне 1941 года. Для него война закончилась 29 ноября 1945 года. Награжден орденом Отечественной войны II степени, медалью «За отвагу». Последняя награда нашла его в 1985 году: орден Славы III степени. Алексей Никандрович был прекрасным бойцом, участвовал в боях за освобождение Польши, воевал на территории Пруссии, Германии. Во время войны — командир отделения, помощник командира взвода.

После войны Алексей Никандрович работает учителем физической культуры в Уватской средней школе. Не каждому учителю удается стать любимым. А он для многих учащихся Уватской средней школы стал им. Его помнят те, кому пришлось с ним работать, и те, кому посчастливилось у него учиться. Он живет в их сердцах как легенда, его считают основоположником спортивной жизни в Уватском районе по сей день.

Кабаков Кузьма Иванович

Очерк на странице 250 посвящен Кабакову Кузьме Ивановичу. После окончания Тобольского педагогического училища он работал учителем начальной школы в деревне Стерхова Гора. С 1939 года — на службе в Красной Армии. Ему пришлось участвовать в финской войне, после окончания которой учился в военной школе в Красноярске. К началу Великой Отечественной войны имел воинское звание младшего лейтенанта. С 1941 года на фронте, ранен. После госпиталя снова фронт. В 1942 году попал в плен. В числе военнопленных был отправлен в Германию. Его лагерный № 21251.

Он знал, что в немецком плену офицеров сразу расстреливают, изменил имя и звание, но при этом адрес самого родного человека, матери Кабаковой Екатерины Борисовны, и место своего рождения указал верно.

В душе его жила маленькая искорка надежды на то, что если сохранятся документы, пусть даже через много лет откроется печальная судьба его горькой службы и родные, и земляки узнают, что ему пришлось пережить.

Умер он в плену 27 марта 1943 года в лагере под Ростоком, в Германии. Ему не было и 30 лет. На Родине он числился в списках пропавших без вести.

О судьбе его родственники узнали из письма Антонины Васильевны Назаровой, которая проживает в Ленинградской области, в поселке Тельмана. Она и сын, два энтузиаста, бескорыстно ведут поиск пропавших без вести, умерших в плену солдат. Занимаются они этой работой не по должности, не по обязанности, а просто по велению сердца. Это их маленькая семейная частичка благодарности солдатам, не дожившим до Победы, благодарность за подаренный мир и свободу.

Ему и всем солдатам, разделившим судьбу Кузьмы Ивановича, посвящены строки Геннадия Германовича Кабакова, оказавшего бесценную помощь в установлении личности Кабакова Кузьмы Ивановича:

Я так устал безвестным быть,

В чужой земле в окопе гнить,

Я — не погибший, не живой,

Я — не вернувшийся домой

С далёкой той большой войны,

И в этом нет моей вины.

Семейный старенький альбом

С простыми серыми листами,

Уж пожелтевшими местами.

Но сколько судеб помнит он!?

2010 год. Год Учителя. В новосибирской газете «Советская Сибирь» была опубликована статья «Добрый след на земле». Автор ее — ветеран педагогического труда Выдрина Галина. В газете помещено фото с подписью «Село Уват. 1937/1938 учебный год». На фотографии — Пётр Александрович Бутаков со своими учениками, среди которых находится и автор статьи. Сколько надо было иметь сельскому учителю доброты и тепла по отношению к детям, чтобы они через всю жизнь пронесли к нему любовь и хранили его образ в памяти. Никогда, ни одним словом он не обидел детей, рано испытавших и разделивших участь своих родителей, репрессированных в 30-е годы. Он всегда был с ними. Водил на экскурсии в лес, умел убеждать. С ним они смотрели первое в жизни кино.

Бутаков Пётр Александрович (в центре справа).

На фото запечатлены дети Малонарысовской начальной школы во время поездки вместе с учителем в райцентр Уват, чтобы посмотреть первое звуковое кино «Ленин в Октябре». Как это было?

На санях укрепили большие плетеные короба, утеплили их соломой, и обоз из трех саней с учителем и десятью лучшими учащимися, укутанными в шали и тулупы, в январский морозец, были каникулы, отправился в кино за 50 км.

Разве можно такое забыть? «Благодаря ему у нас было детство», — говорит автор. И это самая высокая оценка учительского труда. Многие его ученики связали свою жизнь с учительской профессией. Это его заслуга. Автор заканчивает статью с щемящим чувством боли за тех, кто жизнь свою отдал, чтоб детство будущих поколений было счастливым.

«Я часто вспоминаю Петра Александровича, оказавшего влияние на мою жизнь, — пишет Галина. — Я всматриваюсь в пожелтевшую от времени фотографию, и чувство горечи охватывает меня: все эти мальчики, мои одноклассники, погибли в годы Великой Отечественной войны. Погиб и Пётр Александрович, оставив Добрый след на Земле и светлую Память!»

И сколько таких фотографий хранится в семейных альбомах с простыми пожелтевшими листами!

А мы из поколения в поколение

Передадим события в грозной той войне.

Запомним подвиг тех, кто шёл к Победе

Во имя мирной жизни на Земле.

Более шестисот пятидесяти человеческих судеб вместилось в книгу «Навечно в строю», но самыми горькими, вызывающими сердечную боль, являются страницы, посвященные выпускам военных лет.

Года роковые, сороковые...

Девчонки друзей провожали на фронт

За горизонт, за горизонт...

И в кофточках белых стройны, как берёзы

Роняли горючие девичьи слёзы.

И в целом из них каждый третий

Ушёл мальчишкою в бессмертье.

За ними вслед уйдут девчата

В связисты, в сёстры медсанбата.

Мой Учитель, ты помнишь, конечно,

Как со школьной скамьи

Уходили героями в вечность

Непоседы — мальчишки твои.

В книге помещены очерки о выпусках и выпускниках Абатского, Голышмановского, Казанского, Сладковского и Уватского районов.

Многие из вернувшихся с войны навечно встали в строй российского учительства, и на этом фронте они остались верны избранному однажды пути, взяв на себя ответственность за воспитание и образование будущих поколений.

Среди них учителя и Уватского района: Алещенко Павел Александрович, Зятьков Сергей Яковлевич, Кабаков Вениамин Степанович, Молоков Николай Арефьевич, Пачежерцев Фаддей Андреевич, Рындин Василий Платонович, Шумков Дмитрий Михайлович, Деулин Михаил Ионович, Платонов Алексей Антонович, Кабаков Лазарь Иванович возглавили школы Уватского района.

Многие выпускники Тобольского педагогического института помнят Дерябина Виктора Михайловича — преподавателя кафедры физики. С 1963 года он — ректор, в 1970 году руководит Тюменским пед-институом, который в 1973 году реорганизуется в университет. Его педагогический стаж 60 лет.

Бородина Якова Власовича, директора Ялуторовской средней школы имени Декабристов помнят односельчане и все, кто у него учился.

Стала историей Великая Отечественная война. Уходят ветераны, и приходится с печалью сознавать, что с ними уходит и память о войне, а значит, исчезает и живая история. Очень хочется, чтобы слова «Никто не забыт, ничто не забыто» всегда были актуальными.

Поэтому с 2014 года 3 сентября Россия отмечает День Неизвестного Солдата. В этот день чествуют всех, кто сражался за Родину, кто не успел стать героем, не успел получить награду, но руководимый желанием защитить родную землю от врага с винтовкой в руке ушел на фронт...

Миллионам не вернувшихся с войны общим памятником стала Могила Неизвестного Солдата, в которой с 1966 года покоится прах воина, взятый из братской могилы, обнаруженной на 41-м км шоссе Москва — Ленинград. Найденные в ней останки солдата в хорошо сохранившемся обмундировании без знаков отличия 3 декабря были привезены в столицу и с воинскими почестями преданы земле у подножия Кремля в ознаменование 25-летней годовщины разгрома немецких войск под Москвой. С 8 мая 1967 года в Память о них, «о не вернувшихся с далекой той большой войны», у кремлевской стены горит Вечный огонь.

А в мире не всё спокойно. Вновь появляются сообщения о событиях в так называемых «горячих точках» планеты. А ведь это тоже война и в ней гибнут люди. И вновь появляются мемориальные плиты в память о погибших. Это значит: «ветер прошлым пахнул, дни вой-ны воскресил и живущим сейчас вновь придётся вставать в караул у священных могил».

Это значит, что в школах, в школьных музеях, во всех учреждениях, имеющих отношение к молодому поколению, нужно вести работу по изучению истории своего края, села, школы, тем самым сохранять память о выпускниках, об учителях, о достойных памяти земляках, ковавших Победу на фронте и в тылу, и о тех, кто своим трудом служил всегда и сегодня служит своему Отечеству.

Достойным примером такой нужной и благородной работы служит поисковый отряд Туртасской средней школы «Югра», которым много лет руководит Татьяна Ивановна Кухаренко, музеи Алымской и Демьянской школ. Сегодня деятельность педагогических коллективов направлена на воспитание у молодого поколения любви к Родине, к родной земле и если потребуется, готовности ее защитить, как это сделали учителя военных лет.

Военных лет учителя,

Вы в нашей памяти живете,

Как будто снова все сполна

Вы школе жизни отдаете…

З.Д. Корчёмкина,

председатель

совета ветеранов

педагогического труда Уватского района

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

57