Меню
16+

Сетевое издание «Уватские известия»

17.08.2017 14:49 Четверг
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 65 от 16.08.2017 г.

Уватский храм - страницы веры и безверия

Автор: Александр МАКСИМОВ

1912 г. Село Уват. Выход от обедни.

У человека два дома — один, где горит семейный очаг, и другой — место общения с Богом. Испытаний на долю России за последние сто лет выпало столько, что людям сберечь веру в Бога удалось только в душе, а церкви и храмы были разрушены. Сегодня мы переживаем времена возрождения величия православной веры. И наш Уватский храм — центр села — вновь сияет куполами, а над улицами поют перезвоны колоколов.

Строительство
Уват был основан в нижнем течении Иртыша на левом берегу реки в первой половине XVII века. В переводе с остяцкого означает «мыс». Упоминания о селе встречаются уже в 1629 году в перечне ясачных волостей Тобольского уезда. А одно из первых упоминаний об Уватской церкви относится к документу 1756 года «Дело по прошению прихожан Спасской церкви села Уватского о непереводе священника Павла Полкова в Березовский уезд». Данный факт говорит о том, что в то время церковь в селе уже была.
В начале XIX века встал вопрос о новом здании для церкви. В 1803 году заложили трехпрестольную церковь во имя Нерукотворного Спаса с приделами во имя святого пророка Илии и трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. Основным источником денег на строительство стали пожертвования прихожан.
Согласно «Ведомости о церкви» Тобольско-подгорного ведомства Уватского села Спасской церкви за 1838 год церковь располагалась на каменном фундаменте, снаружи и внутри была оштукатурена. Цитирую: «Пол деревянный сосновый. Деревянная колокольня оштукатурена, покрыта железом и окрашена зеленой краской, на ней железный позолоченный крест. Паперть (крыльцо) деревянная, крыта железом. Вся территория церкви была обнесена деревянным забором. К 1838 году церковь была еще полностью не достроена. Престолов в ней три, «в настоящем холодном, во имя Спаса Нерукотворного Образа, в церкви штукатурено, но иконостас не поставлен; по правую руку во имя Илии пророка иконостас поставлен, но не освящен, по левую теплой во имя Трех Святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста освящен в 1823 году января 30 дня. Служба проводится. Утвари достаточно». Колокольня по плану только еще строится. Первым священником в новой церкви стал Стефан Наумов.
Для строительства храма выбиралось самое красивое место. Он был виден издалека, звон его колоколов утешал усталого путника. Земли при церкви составляли 33 десятины. Но данным земельным наделом владели крестьяне за добровольную ругу (выплаты духовенству в Русском государстве и Российской империи, выдаваемые обычно из государственной казны или из собственных средств прихожан). Причт существовал при церкви с первой четверти XIX века и состоял из трех священников, двух дьяконов, шести причетников. Зданий при церкви не было, священнослужители имели собственные. Жалование священнослужителям не давалось, а жили они на добровольную, но весьма бедную ругу прихожан. По данным 1908 года, священникам платили от 137 до 294 рублей, дьяконам — 147 рублей, псаломщикам — 35-98 рублей ежегодно.
Численность населения Уватской волости на 1836 год составляла 3081 человек обоего пола (1395 мужчин и 1686 женщин). По воскресным дням в селе проводили базар, но чтобы не отвлекать верующих от богослужения, запрещали торговать на площади до конца службы.
По уставу 1804 года каждый церковный приход или два вместе должны были иметь свое училище, в котором следовало обучать чтению и письму, первым действиям арифметики, основам Закона Божьего. Первоклассное приходское училище было открыто в 1872 году.
Своим храмом гордились наши предки. Церковь была самой высокой из всех церквей, стоящих в соседних селах. Многие уватские старожилы вспоминают, что их родители всегда описывали красоту храма, что внутри церковь светилась, и не было в округе колоколов с такими звонкими и мелодическими голосами.
Церковь занимала важное, если вообще не центральное место в крестьянской жизни. К ней во время праздников приходили жители со всех окрестных деревень. Церковь была регистратором рождения, брака, смерти. Церковно-приходские школы для многих крестьян являлись единственным источником грамотности, где детям прививались нормы мировоззрения и поведения. В любой деревенской избе был святой угол с иконами. Вера переходила от родителей к детям незаметно, в ежедневном обиходе.
К концу XIX века в селе, которое стало центром Уватского прихода Тобольской губернии, проживали 3389 человек, работали министерское и приходское училища, 2 торговые лавки, пароходная пристань, хлебозапасный магазин, фельдшер.
Разрушение церкви
В XX веке Церковь в России подверглась самым страшным гонениям, которые когда-либо обрушивались на христиан. Советской власти было необходимо уничтожить Православную Церковь.
23 января 1918 года был опубликован Декрет Советского Правительства об отделении Церкви от государства и школы от Церкви, получивший название Закона о свободе и совести. Принцип отделения церкви от государства и школы от церкви был закреплен Конституцией РСФСР 1918 года. С 1929 года началась массовая кампания по подготовке общественного мнения к закрытию храмов. К Церкви стали относиться как к контрреволюционной силе.
В 1930 году в стране началось массовое снятие колоколов из храмов и передача их в Фонд индустриализации. Постепенно многие церкви стали закрываться, другие бездействовали.
Спасскую церковь постигла участь многих русских храмов. 4 апреля 1930 года в Уватский районный исполнительный комитет поступил материал, в котором сообщалось, что «…в Уватском сельском Совете закрыта церковь села Уват, в котором колокола не сняты…».
Перед закрытием церквей были произведены опись и оценка всего имущества. 15 августа 1930 года заведующим финансовой частью Уватского района Иваном Фомичем Пугриным, начальником административной части Андреем Андреевичем Зятьковым, уполномоченным союза СМС Сусанной Васильевной Карякиной составлен акт о нижеследующем: сего числа был произведен вес серебра и ценностей, взятых из Демьянской, Юровской, Буренской, Новосельской церквей: серебра разного 5 кг 790 грамм, серебряных денег старой чеканки 2 рубля 30 копеек, медных денег 7 кг 180 грамм, свечей белого воска 17 кг 260 грамм, камней разного размера из икон 754 штуки. Предметы культового назначения и ценности, содержащие металлы, отправили в Москву.
Уватская церковь была частично разрушена. Впоследствии перестроена под районный Дом культуры.
Возрождение прихода
Становление великой и могущественной державы должно опираться на духовное единство — мощь нации. В начале 90-х годов началось постепенное возвращение к православию. Над Россией вновь заиграл колокольный звон, открылись восстановленные храмы благодаря неравнодушным, уставшим от безверия жителям. Так произошло и в Увате.
Даже 70 лет советской жизни без храма не смогли сломить и искоренить православную веру уватцев. Люди продолжали собираться для молитвы в домах верующих бабушек, на службы и крещения детей ездили в Тобольск, где церковь не закрывалась.
В 1950-70 годы здание церкви отдали под сельский клуб и библиотеку. В настоящее время здесь находится районный Дом культуры.
Возродился приход в 1989 году, когда заговорили о восстановлении церкви. Строительство каменной стоило дорого, и тогда властями, церковнослужителями и прихожанами было решено построить деревянную. Сначала на этом месте купили домик, это был молебный дом для прихожан. Место это освящено отцом Зосимой.
При поддержке местной власти, в частности главы района Ю.О. Свяцкевича и его заместителей, с благословения Владыки Димитрия к 1994 году местная община получила замечательный подарок — храм, шедевр деревянного зодчества. Назвали Свято-Ильинским храмом.
Многие жители нашего села внесли свой вклад в благое дело восстановления церкви: на каждой улице был человек, который собирал пожертвования на строительство. Не только своими средствами помогали люди, но и своими руками расчищали храм от мусора, приносили кирпичи и прочее.
С 2016 года настоятелем церкви Пророка Илии назначен отец Димитрий.
При восстановлении храма начала зажигаться в сердцах людей искра веры в Бога. Жители села стали посещать службы в воскресные дни и на праздники, в храме появились дети.
При церкви действует детская православная Воскресная школа, где рассказывают об истории Церкви, святынях. Школу посещают примерно 15-20 ребят.
Взрослые люди, желающие узнать о православии, могут приходить на беседы, которые батюшка проводит каждую неделю. В храме имеется обширная библиотека духовно-нравственной литературы, где жители села берут книги и познают православную веру.

P.S. Автор статьи выражает благодарность за помощь в работе Э.Э. Земсковой, В.Т. Поспелову и В. Торопову.

Разрушение Уватской церкви.
В 1911 году настоятелем Уватской церкви назначен Фёдор Рождаев.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

467