Меню
16+

Сетевое издание «Уватские известия»

29.10.2018 09:26 Понедельник
Категория:
Теги (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 86 от 26.10.2018 г.

29 октября - 100 лет со дня создания ВЛКСМ

Автор: Александр ПАРАМОНОВ

Комсомол и его героев в юбилейные для молодёжной организации дни добрым словом вспоминают миллионы людей… Историю не перечеркнуть, годы юности не забыть, как не забывает кипучего прошлого бывший комсомольский вожак Николай Александрович Давыдов.

На снимках: секретари Уватского РК ВЛКСМ (слева-направо): Николай Ершов, Николай Давыдов, Виктор Игнатченко.

Комсомол не просто возраст

Ему сейчас 63. Комсомольцем стал в далеком теперь 1969 году. Тогда в Туртасскую школу прибыли члены райкома ВЛКСМ принимать школьников в комсомол — тех, кому исполнилось четырнадцать. Семикласснику Коле до «приемного» возраста не хватало каких-то три месяца. А хотелось. Крутился у дверей кабинета директора школы, за которыми заседали райкомовцы, по одному приглашавшие ребят. Перебывали там все, вдруг вышел в коридор кто-то из приезжих, спросил: «Ты что, паренек, в комсомол хочешь? Тогда почему не заходишь?» Узнав про «три месяца», скрылся за дверьми. Там посовещались и, позвав, приняли. А через год товарищи избрали активиста и спортсмена Колю Давыдова заместителем секретаря комсомольской организации школы. В замах пробыл до 10-го класса. Затем служба в пограничных войсках на Курильских островах. Зачитав характеристики, просмотрев анкету, командиры сразу отобрали его в особую группу — помощников замполита. А это значит, обязан быть комсоргом. И он был им все два года службы на заставе. Там же в армии Николай стал кандидатом в члены КПСС. Вернулся на гражданку: надо учиться. Поступил на заочное отделение Тюменского университета на истфак. Год отработал учителем истории в родной Туртасской школе. В декабре из кандидатов приняли в члены КПСС. А в феврале на партийном собрании в леспромхозе, молодой коммунист — максималист, что и говорить! — резко покритиковал всех выступивших до него, в том числе докладчика. В повестке собрания значился вопрос о воспитании молодых членов партии. Берут слово и начинают говорить о выполнении планов, о производстве, опять о планах и обязательствах, и снова о производстве. О молодых товарищах по партии — молчок. Тогда он встал: «Как же вы нас собираетесь воспитывать, если ничего о нас сказать не можете?» В общем, «выступил». Молодого ершистого члена КПСС заметил и запомнил присутствующий на собрании первый секретарь райкома партии Пётр Букаринов. В июне Николая вызвали в райком: у нас есть место инструктора по строительству и промышленности. «Так я коммунист без году неделя, только вступил». «Ничего. Парень ты энергичный, настойчивый — справишься».

В декабре того же 1977 года на районной комсомольской конференции Давыдова избрали в бюро райкома ВЛКСМ, органа руководившего комсомольской организацией между заседаниями районного комитета. Так он и работал: инструктор райкома КПСС, одновременно на общественных началах член комсомольского бюро. Через два года освободилась должность первого секретаря РК ВЛКСМ, в районном комитете партии Давыдову новое неожиданное предложение: «Ты за эти годы изучил общественную работу, был тесно связан с комсомолом, рекомендуем тебя на место первого». Делегаты состоявшейся вскоре комсомольской конференции дружно проголосовали за Николая Давыдова.

С 1979 по 1985 г.г. он первый секретарь Уватского райкома комсомола. В комсомоле состояли тогда 2000 человек — это более 60 первичек. Самые крупные по 100-200 комсомольцев в СМП-522 с бессменным секретарем Владимиром Гусейновым и в «Тур таслесе» с Лидией Батиной, а секретарем ле соучастка, подразделения предприятия, была Надежда Давшевская. Численность росла главным образом за счет школьников, а еще демобилизованных воинов Советской Армии. Правда, не все вчерашние солдаты и сержанты, вернувшись домой, горели желанием встать на комсомольский учет. Приходилось ездить по организациям, в отделах кадров брать по ним данные и персонально беседовать с каждым. К тому же, в те времена невозможно было поступить без направления от комсомола, например, в милицию и легче пройти в вузы. Появлялись новые организации, например, строителей автодороги Тобольск — Сургут (ДСУ-2 и на ст. Демьянка ДСУ-3). В конце 70-х свежий приток комсомольцев-производственников дал введенные в строй две компрессорные станции.

Аппарат райкома комсомола. Он, первый секретарь, осуществлял общее руководство. В помощниках второй секретарь — это идеолог. Третий секретарь — работа со школами. Организационный сектор (заворготдела) отвечал за проведение комсомольских собраний, прием в комсомол и прочую оргработу, у него в подчинении инструктор по комсомолу. Далее завсектором учета документов, она же решала финансовые вопросы, еще машинистка и водитель. В бытность работы Николая Александровича первым секретарем РК ВЛКСМ в аппарате райкома поработали, сменяясь, Надежда Грошевая, Елена Мальцева, Николай Ершов, Валентина Черепанова, Наталья Баранцева, Владимир и Татьяна Лакиза, Татьяна Липатникова, Виктор Игнатченко и другие. Среди «рядовых» комсомольцев особенной активностью запомнились семейные пары — Мария и Сергей Русаковы, Александр и Светлана Огородниковы, Сергей и Ольга Шаповаловы. Непременными участниками всех мероприятий были комсомольцы Михаил Злыгостев, Виталий Русаков, Екатерина Соколова, Екатерина Мурашова, Иван Коробейников. Да разве перечислишь всех, в ком горел комсомольский задор, кто с мечтами о «светлом будущем», верой и правдой служил тогда общему делу. Конечно, были в организации и те, кто «состоял» в комсомоле «на всякий случай», отнекиваясь от поручений. В противовес им десятки активистов, без всякой корысти, с энтузиазмом тянули лямку групкомсоргов, секретарей первичных организаций, членов бюро и комитетов комсомола, различных комиссий, советов.

В 1985-м, ему уже за тридцать, пора уступить место молодым. В райкоме сватали на должность завотделом пропаганды и агитации, он упирался: прикипел душой к комсомолу. Но делать нечего: партийная дисциплина значила тогда очень многое и он подчинился. С той поры разошлись его прямые пути с молодежной организацией. Но, как наставник, имеющий опыт работы с людьми, какое-то время общался с молодыми, будучи секретарем парткома леспромхоза, где в комсомольской организации более ста человек, к тому же занимался в одном кабинете с их лидером. Как свидетельства его неутомимого служения комсомолу, бережно хранит Николай Александрович Почетные грамоты, в том числе особенно ему дорогую — от Центрального комитета ВЛКСМ.

Как же так вышло, что партия и вослед ей комсомол пятилетка за пятилеткой рубили сук, на котором сидели: доверие народа, которое надо было подкреплять не только вводом в строй новых заводов и гидроэлектростанций, а реальной заботой о быте и простейших потребностях людей: в хлебе и колбасе, крыше над головой. В докладах «превыше всего» был человек, а на самом деле… Горбачевская перестройка, гласность… и затем время «приватизаторов». Страна стала другой, а Давыдов всё еще жил по понятиям советским, считая смертным грехом воровство, ложь, предательство, трусость. Принципиально порвал с некоторыми из бывших коллег, занимавших тогда партийные кабинеты. Категорически не воспринимал «бумажные» методы их руководства, подменившие конкретную работу с человеком: «лучше в дворники пойду, но принципами не поступлюсь». Долго не мог устроиться на подходящую работу, потому как вслед неслось телефонное: Давыдова не брать! Но приняли в ведомстве, не подчиняющемся местным, и уже 18 лет он трудится на железной дороге начальником подразделения «вагонники». Вместе с верной спутницей жизни, педагогом Ольгой Геннадьевной, к слову, в прошлом тоже комсомольской активисткой, вырастили сына и дочь, дождались внучек.

Комсомол «самораспустился» на своём XXII съезде 2 октября 1991 года и в душе Николая Александровича, к тому времени человека пожившего, образовались неведомые прежде пустота, грусть и обида… Однако с годами пришло убеждение, что комсомольские организации существуют, просто их не видно среди многочисленных молодежных движений: байкеров, фанатов, рокеров, бойскаутов и прочих. И был приятно удивлен, когда в 2000 году в Свердловске случайно встретился с группой современных комсомольцев. Уверен, таких групп в стране множество, но российские СМИ, особенно телевидение, замалчивают их. И всё же невозможно умалить, затушевать вклад в историю страны организации, на протяжении 73 лет объединявшей миллионы молодых людей. Старшее поколение обязательно отметит 100-летний юбилей Всесоюзного ленинского коммунистического союза молодежи. Ветераны комсомола встретятся с представителями молодежных и общественных организаций. Также пройдут так называемые вечера воспоминаний. И дело не в юбилее как таковом. Это — повод. Дело в желании «стариков» помочь молодежи понять, что же происходит с нашей страной. Помочь обществу осознать, что без воспитания молодого поколения в духе патриотизма и любви к Родине будущего у России нет.

Александр ПАРАМОНОВ

Фото из архива

Н. Давыдова

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

50