Меню
16+

Сетевое издание «Уватские известия»

04.08.2020 09:36 Вторник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 62 от 31.07.2020 г.

Свидетельство великой комсомольской стройки

Автор: Александр ПАРАМОНОВ

АС-1А.2 «Уралочка» — доработанная модель автомотрисы серии АС-1А, отличается исполнением кузова и ходовой частью. Выпускалась на Пермском мотовозоремонтном заводе.

В Туртасе теперь два памятника, посвящённых далеко не рядовым профессиям. Это автомобиль ГАЗ-66 перед пожарной частью и дрезина АС-1А.2, установленная у вокзала станции Юность-Комсомольская.

Помнится, ровно год назад, когда здесь обновлялось покрытие ж/д платформы, начальник станции Дмитрий Неофитов поделился планами благоустройства прилегающей территории. А именно той ее части, на которой возвышалось тогда незавершенное и заброшенное здание, смотрящее на мир слепыми глазницами бывших окон. «Дайте срок, снесем и разобьем здесь сквер», — говорил Дмитрий Павлович. Так и случилось. Здание вскоре снесли, площадку разровняли бульдозером, но о памятнике тогда речи не шло.

- Совершенно верно. Хотели просто облагородить территорию. Посадить декоративные кусты, цветочки. Но пришла идея увековечить на постаменте дрезину, что списанная покоилась в гараже Демьянской дистанции пути.

Дрезины АС-1А или, как еще называют эти рельсовые машины, автомотрисы выпускались в СССР с 1964 по 1980 год. Наша значится под номером 2558, означающим ее принадлежность к Свердловской железной дороге. Названная «Уралочкой», она исправно несла службу вплоть до 2000-х годов. Самоходный вагон развозил рабочих на объекты — до двух десятков человек и инструменты. Как и все машины в РЖД, она могла с одинаковой скоростью двигаться и вперед, и назад, этакий «Тяни-Толкай» из сказки К. Чуковского. В свое время водили данную дрезину Юрий Фёдорович Ананьев и Владимир Геннадьевич Олюнин, а пассажирами были все нынешние пенсионеры-железнодорожники.

- Теперь, пожалуйста, про установку памятника, — вновь обращаюсь к Дмитрию Павловичу. — Машина своим ходом прибыла на Юность Комсомольскую или ее доставили?

- Можно сказать, провели целую спецоперацию. Первый этап — это эстетическая подготовка машины в гараже. Второй — определение точного места установки. Первоначально прикидывали посреди участка, но всё же выбрали грунт ближе к путям, где он более твердый, — говорит он.

Дрезину из Демьянской доставили сюда 10 июля на трале по трассе. Такая вот метаморфоза: железная дорога воспользовалась дорогой автомобильной. Тогда же приступили к монтажу. Главных действующих лиц установки памятника на станции Юность Комсомольская — пять. Первый, понятно, Дмитрий Павлович Неофитов. Второй — начальник Демьянской дистанции путей Владимир Александрович Павлов и его непосредственный представитель на Юности, дорожный мастер Сергей Валерьевич Бяков. Неоценимо участие местных законодателей, председателя Думы Туртасского сельского поселения Константина Александровича Могутова и депутата Думы Рината Фаязовича Гарипова. Без их участия было бы очень тяжело, считает Д. Неофитов, ибо, вся техника, которой перевозилась и затем монтировалась дрезина — от ИП Гарипова.

Торжественного разрезания красной ленточки не было. Еще не доведена до ума площадка, а хотелось бы, особенно ко Дню железнодорожника. Чтобы облагородить ее, нужно раздобыть песок. От главы Туртасского поселения С.И. Богатыря ожидается помощь торфом — сдобрить землю. В ту, непригодную, что имеется сейчас, высаживать что-то нет смысла. И вообще идет этап самых затратных по материалам работ. Вышестоящие к идее и ее материализации относятся с одобрением, но «ни одного винтика сюда от них не упало», словом, крутись, как сумеешь. Осенью ожидается инспекторский проезд от Тобольска до Сургута начальника дороги с остановками на каждой, даже самой маленькой, станции. Неофитов надеется, что руководитель осмотрит и оценит результат их стараний. А пока «под шумок» предстоящего визита выпрашивает плитку, сделать дорожки. А уж где раздобыть саженцы — он знает. Вот так — без средств, на голом энтузиазме.

А ведь это всё кому-то нужно. Не без гордости поведал начальник станции, что на Юность Комсомольскую, в прошлом известную на весь Союз, нет-нет да наведываются экскурсии. Главным образом осмотреть вокзал и особенно внутреннюю мозаику — художественно выполненное свидетельство трудовых свершений второй половины ХХ века на нашей Сибирской земле. «Я хотел бы, чтобы станция наша оставалась в своем историческом облике, чтобы не поглотила ее наступающая повсеместно европеизация», — убежденно считает Дмитрий Павлович.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

80