Меню
16+

Сетевое издание «Уватские известия»

03.11.2021 14:50 Среда
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 88 от 03.11.2021 г.

Мы разные, но мы едины

Автор: Владимир ТИМОФЕЕВ

На территории Уватского района проживает почти двадцать тысяч человек. Так совпало, что в День народного единства жители могут принять участие во Всероссийской переписи населения — 2021. Уже более пятидесяти процентов селян заполнили переписные листы. Кто-то сделал это в формате онлайн через портал госуслуг, кто-то ответил на вопросы переписчиков. Мы разные. У каждого своя национальность. Каждый имеет определенные образование и место работы. Кто-то зарабатывает малым бизнесом, многие трудятся в бюджетной сфере. Но все мы живём на территории района и вносим общий вклад в его развитие.

В селах и поселках живут и трудятся представители более 40 национальностей. Больше всего русских, татар, украинцев и белорусов. Есть грузины, поляки, кумыки, болгары. В отдаленных уголках проживают коренные народы края — ханты. Численность ханты за последние три переписи (2002, 2010, 2020 гг.) почти не изменилась и составляет более 100 человек.

Жизнь людей меняется с каждым годом. Если в тридцатые годы прошлого века основным видом транспорта был гужевой, то в шестидесятые, пусть и по разбитым дорогам, уже ездили автомобили, до Тюмени летали «аннушки». В 1970-80 годах уватские просторы прорезали железнодорожная и автомобильная асфальтированная линии. И всё это создавалось и создается трудом жителей разных национальностей, разного вероисповедания, разного уровня образования и разного достатка.

В переписном листе 2020 года есть графы по каждому из перечисленных критериев.

Интересно, а что изменилось? Ну, например, у коренных представителей.

Почти сто лет назад сотрудник Тобольского Комитета Севера В.В. Васильев, состоявший впоследствии охотоведом Тобольского округа и заведующим Кондо-Сосвинского государственного звероводческого заповедника, провел экономическое и этнографическое исследование реки Демьянки. В вышедшем очерке он приводит довольно интересные статистические данные, касаемые демьянских ханты. В 1926 году в бассейне Демьянки проживали 64 ханты в 18 домохозяйствах. «Из 22 взрослых остяков хорошо грамотных — 1 и умеющих читать «по печатному» — 2, что составляет 13, 6 % к общему числу взрослого мужского населения». В сноске написано: «грамотный — Тайлаков, полуграмотные — Палин Ив. и Барютин В. (Дети и русского,и остяцкого населения обречены на безграмотность за дальностью расстояния до школы в с. Демьянское).

Основным источником дохода ханты, по информации В.В. Васильева, был пушной промысел (от 60 до 90 %). На втором месте был рыболовный промысел. Жители юрт Лумкой и Меркуши занимались хлебопашеством и огородничеством. Ханты из Соровских, Куньяцких и Старой Ески имели доход от кустарных промыслов. «Кустарные промыслы выражались в изготовлении пятью туземцами 10 -12 лодок в год и обшитых лыж».

А сейчас возьмем перепись этого года. В 2020 году один из жителей отдаленного поселения рассказал переписчику: «Когда-то учился. Окончил четыре класса школы, читать, писать умею и хорошо». Так отвечали почти взрослые жители отдаленных поселений. Надо заметить, что дети ханты школьного возраста учатся в селе Демьянском, проживая в интернате. Одна выпускница поступила и учится в Тюменской медицинской академии. Основным источником дохода семей коренного населения, как и прежде, остается охотничий промысел. Только в отличие от столетней давности сейчас ханты являются штатными охотниками МУП «Промыслово-охотничье хозяйство «Кедровый».

Вот и получается, что мы разные, но всех нас объединяет стремление жить лучше, быть грамотнее и создавать вокруг комфортную среду для проживания.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

68