Меню
16+

Сетевое издание «Уватские известия»

10.02.2022 16:50 Четверг
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 10 от 09.02.2022 г.

С утра цитировали строчки Маршака, готовясь к предстоящему событию!

Автор: Лариса ФИЛАТОВА

Ольга Бронникова проводит экскурсию для коллектива газеты «Уватские известия»

В воскресный день с сестрой моей
Мы вышли со двора.
- Я поведу тебя в музей! -
Сказала мне сестра.
Вот через площадь мы идём
И входим наконец
В большой, красивый красный дом,
Похожий на дворец.

Это был обычный будничный день, середина недели. И были мы не во дворце, а в административном здании эпохи социализма со свойственной тому времени архитектурой. Ничего удивительного в том, что эпоха оставила следы в виде странных и причудливых зданий, которые сегодня напоминают нам о том, что еще каких-то 30-50 лет назад люди мыслили совсем другими категориями. Но именно здесь находится центр культурной и туристической жизни Уватского района — краеведческий музей «Легенды седого Иртыша», место, где встречаются настоящее и прошлое. Когда проходишь по его залам, то чувствуешь, как дух ушедших времен наполняет тебя. Здесь можно делать заметки, часами рассматривать удивительные экспонаты, а можно просто мечтать, воображая себя мустьерским неандертальцем, жившим в специально изготовленном из мамонтовых костей жилище — чуме, недавно научившимся добывать огонь трением, и из всех забот — охота на мамонтов, бизонов, оленей.

Коллектив районной газеты «Уватские известия» посетил районный краеведческий музей «Легенды седого Иртыша». За 14 лет существования музея на страницах районной газеты вышло более сотни материалов о выставках, экспедициях, тематических мероприятиях, об именитых и не очень посетителях, о мастерах и мастерицах района. И вот, наконец-то, мы, почетные гости музея. Только для нас 14 экспозиционных зала музея и три выставочных, и экскурсовод — Ольга Васильевна Бронникова — тоже только для нас.

Мы — творческие люди, поэтому, как дети, воспринимаем всё с нескрываемым восторгом, с широко открытыми глазами и ушами. Благодарность Ольге Васильевне, что терпеливо отвечала на наши вопросы и понимающе сносила восторженные возгласы.

В зале «Ледниковый период» гостей встречают мамонты

Итак, свою эмоциональную перезагрузку мы начали с зала «Ледниковый период». Эффект «вау!» сработал с первых секунд. В полный рост мамонтиха с мамонтенком, мохнатые, реалистичные, словно только что остановились, увидев нас. Мы рассматривали их — они нас. Да еще таинственный полумрак, звуки бегущего стада. Как-то инстинктивно хочется спрятаться в безопасное место, хотя бы в тот чум, который видишь, привыкнув к полумраку. Но делаешь несколько шагов, а в темноте тебя поджидает неандерталец с копьем, да еще с огромным волком.

Как здорово, что можно вернуться из прошлого в настоящее, закрыв за собой дверь.

Идем дальше, и дальше, слушаем, вникаем, проникаемся. Вверх по лестнице в другую эпоху с другими легендами. Небольшая пред-история от экскурсовода и двери открываются в самый загадочный и сказочный зал, посвященный Золотой бабе.

- По одной из версий, Золотая баба — Сорни-Най — жена верховного бога Торума, который дает и отнимает жизнь, помогает женщинам при родах, защищает дом и очаг, — уводит нас в мир преданий Ольга Васильевна. — Коренные народы Севера верят: если принести жертву идолу, заветное желание непременно сбудется.

Творческие люди богатыми никогда не были, но как не принести жертву для исполнения желания. Не нищие же. А вдруг… Хотя на жертвеннике немало крупных купюр, но наши копеечки, надеемся, Сорни-Най заметит.

Крестьянский быт представлен в русской избе

И снова тьма, странные звуки, шорохи, скрипят половицы.

- Домовой шалит, — успокоила экскурсовод.

Зал «Русская изба конца XIX — начала XX века» ближе сердцу, понятнее, привычнее. Как у бабушки побывали!

В Уватском районе всё активнее говорят о развитии туризма. Зал «Русская изба» отрывная точка для развития этнографического туризма, который совмещает в себе и познавательную и развлекательную функции, и главное, помогает сохранять уходящие традиции. Любая мало-мало еще «дышащая» деревня района может стать небольшим этнографическим парком.

- Угадайте, что это за предмет? — спрашивает Ольга Васильевна, показывая плоскую деревяшку со странными зарубками.

Почему угадайте? В своей газете часто публиковали, как этот каверзный вопрос задаете посетителям. Ответ последовал незамедлительно:

- Это табель ямщика. Зарубки — количество ходок.

- Молодцы, не зря мы в тесном сотрудничестве 14 лет.

Почти два часа продолжалась экскурсия. Ведь каждый зал не раз описан в газете, каждый экспонат кажется знакомым, каждая картина, каждая фотография: медведь, разоряющий хантыйский лабаз, лось, укрывшийся в водоеме от назойливого гнуса, заяц, окруженный сразу тремя врагами — волком, лисой и рысью, русский охотник в одежде хантыйского покроя; истории края в первую половину XX века, когда старый уклад был нарушен рядом социальных катаклизмов. Рассказ о семье местного священника сменяют эпизоды гражданской войны и восстания 1921 года, а позднее — политических репрессий 1930-х годов; жизни района в годы Великой Оте-чественной войны; первый этап освоения природных богатств края; сегодняшний и завтрашний день Уватского района. Но почему же всё как будто впервые и всё в диковинку?

Наверное, всё же районный краеведческий музей «Легенды седого Иртыша» — место особенное, сказочное. И как от любой сказки остается приятное послевкусие, сколько бы раз ни прочел.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

49