Меню
16+

Сетевое издание «Уватские известия»

01.04.2022 18:30 Пятница
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 26 от 31.03.2022 г.

Кошелёвское городище

Автор: Валентин ПОСПЕЛОВ
Кандидат исторических наук

Штурм хантыйского городка

Есть много мест с красивой природой, с убегающей лентой рекой, с синевой озёр. Излюбленным местом отдыха многих жителей Уватского района стала Кошелёвская гора с открывающимся с её обрывистого утёса видом на иртышские просторы. Но не многие знают, что своё название она получила от расположенного в двух километрах от Осинника Кошелёвского городища.

Иногда на месте городков встречаются предметы из металла

По местному хантыйскому преданию, здесь находился городок Кошель-ваш — городок князя Кошеля. Еще одно название этого места Назымский городок (городок в узком месте). Это название соответствует форме мыса. Холм вытянутой формы, размерами около 280х90 метров, ориентирован в меридиальном направлении.

Городок был образован в конце VIII века. «Остяцкие городки» представляли собой укрепленные поселения площадью 2000-3000 кв. м, обнесенные валом и частоколом. В низовьях Оби городки были несколько меньшего размера — 300-600 кв. м. Большинство населения проживало не в таких городках, а в неукрепленных селениях, расположенных часто у подножия террас, на которых находились городки. В городке находился сам князь, а также его родные, слуги и небольшая часть жителей, и только при большой опасности в них укрывался и народ. Главная обязанность князей, судя по фольклорным сведениям, состояла в выполнении функций военачальников. Они ведали обороной своих княжеств от врагов. Известный исследователь Г.Ф. Миллер обратил внимание на оборонительную функцию городков, которые должны были во время вражеского нашествия дать безопасный приют женам и детям остяков с их пожитками. Неукрепленные поселки, по-видимому, представляли собой сезонные промысловые поселения нескольких семей и выступали в качестве самостоятельных хозяйственных коллективов. Городок и тяготеющие к нему селения составляли общину. Можно предположить, что хозяйственные коллективы образовывались по родственному принципу, а община-городок в целом являлась объединением территориально-родового характера. Городок был военно-оборонительным, административно-политическим, торговым и культово-ритуальным центром общины. По-видимому, в каждом городке имелось свое святилище с божеством-кумиром.

До настоящего времени сохранилась легенда о богатырях Чуди и Нозинге, которые жили на Демьянке и на Иртыше: «Когда еще не было здесь людей, жили в тайге «проворные» сильные богатыри. На Оби тоже жили богатыри. Послал однажды обский князь самого сильного богатыря на Демьянку взять ясак. Вышли наши богатыри на Иртыш, на самое видное место, выбрали самый толстый, в три обхвата кедр, и посадили в него по стреле. Стрелы пробили кедр и вышли наружу на две четверти. Богатырь Чудь вернулся на Демьянку, а богатырь Нозинг поселился на Иртыше. Позже здесь стали жить его потомки, которые величали себя Нозинг-ях, то есть «Нозинга люди». Столицей княжества являлось Кошелево городище (Кошель-ваш). Другое его название — Вач-вош (в узком месте городок). Позже русские называли его Назымский городок.

Обской богатырь дошел до Иртыша, увидел стрелы в кедре, обломил наконечники и ушел обратно. Пришел к князю и сказал, что с такими богатырями не совладать, так и остались наши богатыри свободными».

Другая легенда гласит: «Прошло много лет и вот однажды к Кошель-ваш приплыли злые люди, стали они штурмовать городок. И была битва великая, но силы были неравны.

Враги уже ворвались в крепость и тогда защитники собрались в самом большом горящем строении, подрубили стойки и были заживо погребены. Не сдались они врагу, приняв смерть. Вот такие они были свободолюбивые.

До сих пор по ночам на месте городка можно увидеть мерцающие синие огоньки. Это души тех воинов, погибших, но не покоренных».

В XVIII в. Г.Ф. Миллер посетил Лебауцкие юрты на Иртыше и записал рассказы хантов о том, что в древности эти юрты назывались Нозинг-ях или Назым-ях, а по-татарски — Назым-аул, по имени давнего князька. Еще в 1598 г. в Назыме на Иртыше жил князек Лебаут. Со временем Назымский городок утратил старое название и стал называться по имени этого князька. По данным Н. Спафария, плававшего по Иртышу в 1675 г., Лебаут был самым первым хантыйским поселением, которое он повстречал во время плавания из Тобольска вниз по Иртышу. Лебаут (Назым) располагался в 103 верстах от Кашлыка.

Поход атамана Брязги с казаками вниз по Иртышу и Оби

Погодинский летописец, переписав рассказ о «хождении» из Есиповской летописи, пометил, что во время похода на Иртыш и Обь казаки взяли Назымский городок «на Иртыше реке». Казаки запомнили Назым не потому, что это был крайний северный пункт их продвижения на Оби, а потому, что он оказался самым первым хантыйским поселением, которое они встретили на своем пути из Кашлыка на Обь. Судя по ясачным книгам начала XVIII в., Назымская волость на Иртыше имела более многочисленное население, чем другие, располагавшиеся по соседству. Так, в Аремзянской волости числилось всего 17 ясачных людей, в двух верхнедемьянских волостях — 14, в городке Демьяне — 37, тогда как в Назымской — 54 чел., вот почему казаки сохранили воспоминание о пленении назымского князька.

Определенно известно, что казаки привели к шерти некоторые прииртышские племена в первые полгода своего пребывания в Сибири. Об этом они сообщили царю не позднее лета — осени 1583 г. Известно также, что они совершили поход на Иртыш и Обь. Кунгурские «сказы» могут служить не более чем иллюстрацией к этим строго установленным историческим фактам. Вкратце содержание «сказа» о ясачном походе на Обь сводится к следующему. Едва кончилось первое зимовье в Сибири, Ермак послал вниз по Иртышу в демьянские и назымские городки 50 казаков во главе с Брязгой. Казаки должны были собрать там ясак «вдоволь разкладом поголовно». По пути отряду пришлось выдержать бой с татарами.

Татарские улусы окружали Кашлык со всех сторон. Татары служили главной опорой ханской власти. Они оказали упорное сопротивление ермаковцам, и те сурово наказали их. Взяв с боя «крепкий татарский городок» на р. Аремзянке, казачий предводитель расправился с «лучшими» татарскими «мергенями», чтобы навести страх на прочие улусы. Соседняя Надцынская волость была взята без сопротивления, зато в Туртасской волости казакам пришлось «учинить бой». Стычка была недолгой. За р. Туртаской располагалась Назымская волость. Здесь кончались татарские улусы и начинались хантыйские поселения. В заголовке «сказа» упоминалось о том, что Ермак послал казаков в демьянские и назымские городки. Однако в тексте о взятии Назыма и пленении местного князька не говорилось ни слова. Не объясняется ли это тем, что во времена С. Ремезова Назым утратил старое название и пришел в упадок?

Зимним путем по Иртышу конный отряд казаков добрался до устья Демьянки. Там располагался юрт союзника Ермака князька Бояра, который одним из первых стал помогать русским. В XVIII в. сыновья и внуки Бояра числились «лучшими» людьми и жили в своих юртах. С. Ремезов пометил на своих картах близь устья Демьянки — «Бояровы юрты». Выше княжества Бояра располагались верхнедемьянские волости — владения «большого» князька Демьяна (Нимньюана), относившегося к русским враждебно.

Методом шурфования в 1960 годы учащиеся Осинниковской школы под руководством учителя истории Т.Н. Лугининой обнаружили культурный слой с большим числом керамики.

В 1982 году археологи Тобольского музея-заповедника провели сохранные раскопки на месте обрушения городища. На самой первой нижней платформе Кошелёвского городка располагались металлоплавильные печи. Основная часть из них была выполнена в виде глинобитного горна наземного типа. Кроме того, здесь, вероятно, производилась плавка цветного металла и изделий из него.

На более высокой платформе, возможно, располагались жилые постройки. По исследованной керамике ученые сделали вывод, что данное поселение относится к оронтурскому этапу нижнеобской культуры. Основными занятиями его жителей являлись рыболовство и охота. Жилище располагалось перпендикулярно мысу и достигало 10 метров ширины и 15 метров в длину. За период существования городка, по мнению ученых, оно неоднократно перестраивалось. Это было строение углубленное в землю на глубину до метра, имело шатровое перекрытие, опирающееся на столбы стоящие вокруг очага.

В повседневной жизни использовались изделия из глины, бронзы, кости. Из глины изготавливали лепные сосуды с закругленным дном. Иногда встречались чашевидные сосуды овальной формы орнаментированные только пояском ямок или «жемчужин».

Из металла изготавливались орудия труда, оружие и украшения. Костяные ножи использовались для чистки рыбы. Металлические — использовались на охоте. Их длина достигала 15-18 сантиметров.

Из бронзы изготавливали наконечники стрел. Они были плоскими, двухлопастными и даже трехгранными, имели 7 сантиметров в длину. До ХVI-ХVII веков изготавливали и так называемые бронебойные стрелы с наконечником длиной 13-15 сантиметров. Для обработки шкур использовали железные пробойники, крючки и иглы. Как мужчины, так и женщины имели металлические украшения. Женщины имели височные кольца, перстни. Украшения орнаментированы изображениями мифического крылатого грифона. Мужчины носили поясные украшения в виде шпенек с утолщенным основанием.

Стоит отметить, что культовым животным являлась лошадь. Во время раскопок археологи нашли культовое место, где обнаружили целый костяк лошади, которая относилась к западно-сибирской породе — вогулке. Лошадь была небольшого роста, с большой головой по отношению к телу. Кроме того, было обнаружено большое количество стилизованных глиняных лошадок, которые выполняли роль детских игрушек или культовых предметов.

История нашего края во многом еще хранит тайны. И это неправда, что Уватский край был необжитым местом дикой природы. Здесь издревле жили люди, которые занимались промыслами.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

103