Меню
16+

Сетевое издание «Уватские известия»

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 50 от 22.06.2022 г.

«Вахта памяти - 2022» отряда «Югра»

Автор: Александр ПАРАМОНОВ

С 1990 года это была 77-я экспедиция. Символично, что выпала она на год 77-летия Великой Победы. Но разговор с бессменным руководителем поисковиков Татьяной Ивановной Кухаренко начался с вопроса для неё, возможно, неожиданного.

Солдатский медальон в руках поисковика Матвея Авдеенко

- Татьяна Ивановна, можно ли считать неудачи Красной Армии в 1942 году, как следствие внезапного нападения фашистской Германии и повсеместного отступления советских войск в первые месяцы войны, начало которой мы вспоминаем сегодня? Это к тому, что поисковая работа отряда ведется как раз по местам событий 1941-1942 годов.

- Начало войны, конечно же, для большинства населения нашей страны оказалось неожиданным. Ведь накануне фашистской агрессии велась политика: если враг посмеет напасть, то будет разбит на его же территории. К сожалению, расчеты эти не оправдались. Мы получили невосполнимые потери, которые понесла наша армия, горечь отступления и не оправданные надежды первых двух лет войны: вот сейчас соберемся с силами и погоним немцев назад.

Действительно, территория, на которой вот уже на протяжении многих лет работает наш отряд, стала ареной трагических событий, начавшихся в октябре 1941 года и продолжавшихся до марта 1943-го. В 2023 году будет отмечаться 80 лет освобождения Ржева и района. В сражениях подо Ржевом Красная Армия понесла огромные потери как боевые, так и санитарные. В этой неразберихе, из-за большого поступления убитых, не всегда удавалось захоронить бойца, установив его личность. Где-то успевали внести в списки, а где-то, придав земле в санитарных захоронениях, в спешке забывали извлечь документы. Поэтому последние 8 лет мы работаем на левом берегу Волги, где в 1942 году находились тыловые части. Что значит тыловые? Они были в 6-7 километрах от передовой, здесь располагались медсанбаты, хозяйственные части, артиллерия. И здесь была переправа через Волгу, которая постоянно подвергалась вражескому артобстрелу и авианалетам. В ходе их погибало много бойцов. Нередко после бомбежки не всех удавалось найти: кого-то накрыло землей, от кого-то ничего не оставалось после прямого попадания снаряда. И вот в последние годы, ведя поиск, мы перебрались на этот берег, потому что отсюда шло формирование маршевых рот, которыми затем комплектовали части, находящиеся на правом берегу, и где, как уже сказано, располагались санитарные захоронения. Да и раскопки прошлых лет подтвердили нашу версию о том, что здесь погребено не меньше погибших и пропавших без вести, чем на местах боев.

22 июня состоится торжественное перезахоронение солдат, которых мы подняли в 2021 году. Среди них трое, чьи имена установлены в ходе работ прошлого года, все они считались пропавшими без вести. Весенняя экспедиция стала для нас как бы продолжением работы в этом направлении. Сейчас мы понимаем, на эту территорию надо было прийти намного раньше, когда еще были живы старики, что-то помнящие о прошлом своей земли. Сегодня там живут либо москвичи-дачники, либо уже третье поколение людей, ничего не знающих. Приходится работать с архивными документами или находить жителей исчезнувших деревень, когда-то перебравшихся в города, в тот же Ржев, что-то слышавших о прошлом от своих родителей и дедов — очевидцев тех событий.

Весной поиски и раскопки вести легче: меньше зарослей и травы, удобней ориентироваться на местности. Однако нынешняя весна оказалась трудной из-за погодных условий. Долго держались на почве заморозки — до минус 6-8, приходилось ожидать, когда солнце оттает землю, и много талой воды: зима там оказалась очень снежной. Туда, где с прошлого лета были спланированы раскопки, мы не смогли даже войти — всё затоплено. Тем не менее в ходе этих разведывательных работ завершили несколько раскопов, выполненных до нас, мягко говоря, непрофессионально. В 90-х годах, когда начиналось поисковое движение, далеко не все понимали, как правильно это делать: что-то выхватывали из земли, что-то собирали, а что-то, к сожалению, оставляли. Подняли из окопчика останки бойца, видимо, убитого прямым попаданием снаряда: зрелище, откровенно говоря, печальное. Поднимали еще бойцов в районе бывшего медсанбата, в итоге пятнадцать. Нашли медальон, очень на него рассчитываем: вкладыш сохранился, правда, в состоянии очень хрупком — боязно притронуться. Но надежды не теряем, будем с ним работать.

- Кому же из ребят посчастливилось найти медальон?

- Это Матвей Авдеенко. В этом году он получил полномочия командира отряда от Алексея Ачкасова, и в экспедиции заменил его, занятого подготовкой к выпускным школьным экзаменам. Это первый медальон Матвея за шесть его выездов в поле, понятно, как был счастлив он своей находке.

В этом году работа 14 поисковиков в районе Ржева началась 21 апреля и продолжалась до 11 мая. Приезжал к нам Владислав Строев, опытный поисковик отряда «Югра» с 20-летним стажем. Сейчас Владислав Александрович живет в Тюмени, имеет свой бизнес, но нашел время — неделю поработать с нами. И еще памятный момент. Из Санкт-Петербурга прибыли к нам представители военно-патриотического мотоклуба «Штрафбат». У них миссия — навестить три поисковых отряда: в Старой Руссе, Великих Луках и наш — «Югру». Одолели расстояние в полторы тысячи километров. Привезли гостинцы, всех мальчишек и девчонок покатали на мотоциклах. Свой мотопробег наши друзья посвятили Дню Победы.

Следующий выезд в поле мы планируем провести с 20 июля по 15 августа. А всего за 35 лет работы отрядом подняты и перезахоронены останки 4 224 солдат и командиров, установлены судьбы 182 воинов и командиров Красной Армии.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

137