Меню
16+

Сетевое издание «Уватские известия»

28.09.2022 08:55 Среда
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Мёд «Таёжный» из Малого Нарыса

Автор: Александр ПАРАМОНОВ

Александр Михайлович Мигура. Живёт в Увате, а пасека находится в Малом Нарысе, это почти 60 км от райцентра. Два-три раза в неделю Александр навещает своё жужжащее хозяйство.

Правда, приглядывать за пасекой есть кому: в Нарысе проживают родители. Особенно мама Мария Давыдовна четвертый сезон из пяти постоянно дежурит возле ульев. Пчеловодством Мигура стал заниматься в 2018 году, начав с трех пакетов формирования. Сейчас у него 24 семьи. «Пакет — это 4 рамки», — просветил он меня, имеющего понятия о медосборе весьма смутные. У пчеловодов почему-то не принято называть истинное число семей, понимай, действующих ульев. Сглазить что ли боятся? «Дело в ином. Сказал «двадцать четыре», а к осени какая-то семья, допустим, ослабнет, придется присоединять ее к другой, более сильной. Отсюда количество семей будет другим», — пояснил Александр.

На постоянной основе Александр Михайлович работает на базе отдыха физкультурно-оздоровительного комплекса «Иртыш». График дежурства, позволяющий после смены отдыхать несколько дней, его, конечно, устраивает: можно больше проводить времени с женой Еленой и дочкой Ульяной и, само собой, со своими крылатыми подопечными.

Машина у него «Лада Калина», на такой однажды показательно проделал длинный путь президент Путин, а Александр выбрал потому, что считает ее экономичной по части горючего. На капоте «Лады» крупное яркое изо бражение пчелки — фирменный знак, лейбл, так сказать. Асфальт только до Алымки, далее — грунтовка.

Встретил его на субботнем рынке в Туртасе. Сладкий товар свой предлагает, пасечник народу, расфасованным в емкости разной вместимости. Привлекают яркие наклейки «Мед таежный». Продукт настоян на разнотравье — от весенних одуванчиков и цвета ивы до позднеосенних, вроде дербенника, и даже такого сорного растения, как репей. Оттого и цветом мед темный и на вкус особенный, пикантный что ли. Год на год не приходится. Прошлый — засушливым был, неурожайным на травы, а значит, на мед. Пчелы едва обеспечили пропитанием себя, какой уж тут рынок! В этом году жара пришлась на конец июня, какой-никакой, но медосбор был.

А всё-таки. Какой достаток приносит это хлопотное занятие? «То есть спрашиваете выгодно, не выгодно? — вопросом на вопрос отвечает он. — Оно, видите ли, зависит от количества семей, если каждый год расширяешь пасеку, приобретаешь новые ульи и сопутствующее оборудование. Но в пчеловодстве все «расходники» дорогие. Взять медогонку. У меня была старенькая 3-рамочная. В прошлом году сделал бартер со знакомым из Самары. Ему ягоды отправил, он мне — на 4-рамочную намного лучшей производительности медогонку. А если купить — выйдет от 50 до 70 тысяч рублей. Но до 100 тысяч за сезон заработать смогу, то есть смогу и приобрести эту самую продвинутую медогонку. А еще траты на новые рамки и семена трав, которые немножко подсеиваю». Далее рассказал, как в прошлый год подсеивал такой медонос, как фацелия, на так называемый без взяточный (две-три недели) период, когда ива и одуванчики уже отцветают, а другие травы еще не цветут.

В свои 30 лет Александр, окончивший после школы Тюменский лесной техникум, поступил в Иркутский госуниверситет, он третьекурсник, дистанционно учится на факультете «Лесное дело». Спрашиваю: «К какому ведомству он себя относит: агропрому, лесному хозяйству или бизнесу?» «Бизнес — это слишком. Правда, имею паспорт на пасеку, оформился как самозанятый. Меньше мороки с отчетностью за каждый проданный литр меда». Имея основную работу, во «внеурочное время» занятый на пасеке, он получает прибыль от нее. Литр меда продает по 1 000 рублей, причем как вышел с этой ценой в первый год своего дела, так и держит ее по сей день. Сообщил, что пчеловоды в Тюмени нынче подняли цены. И объяснил: они раньше продавали по 700-800 рублей, и сейчас с повсеместной дороговизной на всё вынуждены цены также подтянуть до единицы с тремя нулями. «У нас, на севере, меду мы берем намного меньше южан. Они там, к примеру, могут флягу с семьи взять, мы же только 15-20 литров. Вот и вынуждены хотя бы частично компенсировать отставание более высокой ценой».

Вообще говоря, Александр в курсе всего происходящего на белом свете, потому как у него в деревне Интернет, принимаемый с помощью 12-метровой мачты. Такой он — современный пасечник.

Фото автора

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

255