Из путевых заметок корреспондента
В декабре 1974 года редакция газеты «К победе коммунизма» отправила заместителя редактора Ивана Захарова на спецзадание: проехать по новой железной дороге от Тобольска до Сургута. Заметки из путевого дневника стали основой для трёх статей в газете.
Здравствуй, дорога
Долго и трудно добирались наши сургутские прадеды в губернский город Тобольск. Недавно наш корреспондент по заданию редакции повторил этот путь не на ямщицкой тройке или оленьей упряжке и даже не самолетом. Железная дорога подошла почти вплотную к Сургуту. Начинаем печатать записки Ивана Захарова о путешествии из Тобольска в Сургут по железной дороге.
В жизни городов бывают события, которые остаются в памяти людей на долгие годы. Семь лет прошло после того дня, как на левом берегу Иртыша раздался первый гудок тепловоза, прибывшего из Тюмени. Однако жители Тобольска до мельчайших подробностей помнят торжества по случаю победы транспортных строителей.
Немало воды утекло в сибирской реке после того, как было открыто движение поездов по железнодорожному мосту через Иртыш. Но тоболяки не перестают восхищаться трудом своих товарищей, соединивших два берега реки. Они и сейчас свой мост называют «поэзией», «ожерельем Иртыша», придумывают мосту другие ласковые названия, местные поэты слагают о нем стихи.
Город на Иртыше много сил отдает строительству железнодорожной станции Тобольск. Недавно здесь произошло событие, также взволновавшее и порадовавшее весь город. Открыт пассажирский вокзал. Парадный подъезд древнего Тобольска построен по проекту группы инженеров Сибирского института транспортного строительства. Замысел архитекторов воплотили в бетон, стекло и мрамор строители. Государственная комиссия оценила их работу на «отлично».
Вокзал действительно хорош, неповторимы его конструкции — оригинальная крыша над главным входом, огромные часы на фасаде здания и, конечно, конек-горбунок из знаменитой сказки Петра Павловича Ершова — великого земляка тоболяков.
Начальник вокзала Любовь Арсентьевна Никитина, проработавшая на железных дорогах 16 лет, говорит, что таких вокзалов нет ни на одной станции.
- Мы, — продолжает она, — одновременно можем принимать 700 пассажиров. К их услугам зал ожидания с удобными креслами, камеры хранения, кафе, комната для детей. Стремимся, чтобы не было очередей в кассы за проездными билетами. С нашего вокзала без пересадки можно уехать в Тюмень, Свердловск и другие города. Открыт путь поездам на Север.
Тоболяки любят свою станцию. Входишь на первый этаж к билетным кассам, поднимаешься на второй в просторный зал ожидания и оттуда сразу же выходишь к поездам. Удобно, ничего другого не скажешь.
Московское время 10 часов 30 минут. Голос невидимого диктора извещает: «Товарищи пассажиры! С первого пути отправляется поезд № 312 по маршруту Тобольск — Юность Комсомольская. Счастливого пути!»
Здравствуй, наша дорога! Давайте воспользуемся гостеприимством тоболяков и отправимся на поезде по этой дороге в наш родной город. Согласно билету я займу место в купе первого вагона и постараюсь рассказать вам обо всем, что видел в пути от Тобольска до Сургута.
Она такая веселая
Сразу же после Тобольска железная дорога уходит в лес. По обе стороны насыпи самая настоящая тайга. Густые заросли хвойного леса сменяются березовыми колками. На обочинах дороги кусты малины, смородины.
Красив зимний лес. Тайга, запорошенная снегом, кажется безмолвной. Но это только кажется. Стальную магистраль то и дело пересекают тропы лесных обитателей — зверей и зверушек. Жизнь в тайге идет своим чередом.
Попутчик по купе, механик строительно-монтажного поезда № 522 И.А. Кротепко возвращается из служебной командировки на станцию Юность Комсомольская. Иван Алексеевич всю свою жизнь строит. Еще шла Великая Отечественная война, а он уже восстанавливал шахты Донбасса. Восемнадцать лет подряд осваивал земли Казахстана. Последние три года строит дорогу на Сургут.
- Эта железная дорога — самая главная стройка в моей жизни. Магистраль сыграет огромную роль в освоении природных богатств Сибири,- такой вывод делает старый строитель.
Первая остановка поезда на пути в Сургут. Станция Шестакова. Она названа так в честь молодого солдата Александра Шестакова, погибшего при охране границы СССР на острове Даманском. Сейчас в поселке строится крупный животноводческий комплекс, скоро здесь начнется освоение лесных богатств, здесь будут построены дома для железнодорожников.
Поезд в Шестакова стоит одну минуту. Входят и выходят пассажиры. Гудок тепловоза извещает отправление, состав двигается и развивает скорость 50 километров в час. Быстрее пока нельзя.
- Но придет время,- говорит машинист тепловоза ТЭМ-1 № 1345 Пётр Фирсович Фирсов, — и мы будем ездить по дороге со скоростью 100 километров в час. В недалеком будущем здесь начнут ходить электровозы. Дорога эта очень хорошая, она такая веселая.
Пётр Фирсов тринадцать лет работает на транспорте, с 1968 года — в отделении временной эксплуатации железной дороги Тюмень — Тобольск — Сургут. Раньше водил поезда только до Тобольска, теперь ездит на Север. Собирается на постоянное место жительства в Сургут.
- Да не знаю, отпустят ли с Тобольска,- говорит он.
На нашей дороге много искусственных сооружений — мостов и водопропускных труб. Позади осталась речка Ингаирка со станцией Ингаир. Через полчаса поезд остановился на минуту на разъезде Ильтым. Впереди станция Юность Комсомольская — конечный пункт следования пассажирского поезда № 312.
Станция Юность Комсомольская раньше называлась Туртас. Молодежь, участвующая в строительстве железной дороги, предложила ей новое название. Инициативу молодых строителей поддержали Уватский райком партии, райисполком (на территории района находится станция) и журнал «Юность», шефствующий над великой стройкой Сибири. На открытие станции приезжал главный редактор журнала, писатель Борис Николаевич Полевой.
На станции, кроме службы временной эксплуатации, находится штаб строительно-монтажного поезда № 522. В поселке живет две тысячи человек. 480 работают в СМП. Здесь своя школа, библиотека, магазин, но нет милиции. Председатель пострайкома М.С. Воробьев утверждает, что за три года в поселке ни разу не заседал суд.
Коллектив строителей возглавляет Николай Доровских. Юрист по образованию, комсомольский работник по призванию, год работает без главного инженера, и получается неплохо. СМП-522 держит у себя переходящие Красные знамена Уватского райкома партии, райисполкома и управления Тюменьстройпуть. Коллективу на вечное хранение передано знамя ЦК ВЛКСМ.
Комсорг поезда Виктор Спасский с удовлетворением рассказывает о славных делах молодежи. Бригада монтеров пути Виктора Молозина — широко известный коллектив на всей строящейся дороге, награждена вымпелом отряда космонавтов. Бригадир — участник ВДНХ, ударник девятой пятилетки, награжден орденом Трудового Красного Знамени.
Таких людей здесь много. С уважением называют строители имена Ярослава Осадчука, Анны Шуклиной, Раисы Луневой и многих других. Трудом своим заслужили они уважение.
Вблизи станции действует лесопромышленный комплекс. Туда проложена ветка. Днем и ночью, в любую погоду идут по дороге поезда, груженные сибирской древесиной. Стальная магистраль трудится. Начальник станции Юность Комсомольская Иван Падарин — молодой человек, одет в черную форменную шинель. Он принял активное участие в продвижении корреспондента Сургутской районной газеты дальше на Север, к родному городу. Из его рук получил приказ № 20 от 3 декабря. В нем сказано: «Разрешаю проезд на локомотиве заместителю редактора на поезде № 3402. Начальник отделения временной эксплуатации В. Малериус».
Этот документ служил мне надежным пропуском до самого Сургута.
До города рукой подать
Поезд № 3402 — это грузовой состав из 72 вагонов. Локомотив ТЭ-3 мощностью четыре тысячи лошадиных сил приписан к Ишимскому депо, следует до станции Демьянская. Дальше состав поведут тепловозы отделения временной эксплуатации.
Машинист Александр Сергеевич Швыдкий совершает рейс с хорошим, приподнятым настроением. Накануне он получил новую квартиру в Тобольске. За плечами этого человека двадцатилетний стаж работы на транспорте. Он хорошо владеет своим делом, мастерски ведет поезд.
На дворе ночь, но машинист знает и помнит каждый километр дороги. Вовремя прибавит обороты дизеля, вовремя притормозит состав.
Проезжаем станцию за станцией. Позади остались разъезд Выйский, станции Чумбулут, Пермя. Впереди Демьянская, а там новые встречи с железнодорожниками, новые знакомства, новые неизгладимые впечатления.
Поздним вечером поезд прибыл на станцию. Дежурная Галина Тарасенко — молодая энергичная женщина отдает четкие команды бригадирам тепловозов: одной рукой приступить к маневровым работам, другой отдыхать, а бригады Виктора Ивановича Белова и Николая Ивановича Бондаря тепловозом ТЭМ- поведут состав дальше до самого Салыма. В полночь наш поезд пересек границу Уватского района и вышел на родную сургутскую землю.
Яркий прожектор далеко освещает путь. Случается, что на его луч с придорожных кустов слетает стая куропаток. Любят птицы прогуляться по насыпи. На длинной ленте из песка, гравия и щебенки легче всего найти вкусный камушек. Но такие прогулки порой дорого обходятся стае. Зазевается птица, а тут тепловоз, и крыльями взмахнуть не успеет.
Владимир Иванович Белов еще год назад водил составы по Октябрьской железной дороге. Хорошо помнит, что из Москвы до Ленинграда поезд идет пять часов 18 минут. Под Москвой и сейчас живет семья Белова. С удовольствием жена и сын переедут в Сургут, но квартиры пока нет. Вот построят дома для железнодорожников, и Белов пропишется в нашем городе.
Помощник машиниста Евгений Васильевич Берсенёв — убежденный холостяк, хотя ему и сорок. В Салыме думает сыграть свадьбу. Машинист шутит над другом: «Именно над Салымом светит его звезда».
За разговорами незаметно проходит время. Еще быстрее сокращается расстояние до станции, когда выходишь на открытую площадку тепловоза. Здесь очень хорошо ощущаешь быструю езду, смотришь вниз — рельсы бегут и бегут, прямо тебе под ноги.
В Салым приехали, когда на небе не погасла еще ни одна звездочка, всё в предрассветной мгле. Только окна помещения станции светятся ярким светом. Комната диспетчера обита зеленым полотном — для поглощения шумов и звуков. Дежурный диспетчер регулирует движение поездов на огромном расстоянии — от Демьянска до Сургута.
Салым — большой поселок. Построен заново. До прихода строителей железной дороги на берегу речки Ай-Ега жило шесть семей охотников ханты. Все родственники, все под одной фамилией — Качаловы. Сейчас поселок — центр сельского Совета. В добрых домах, раскинувшихся по обоим берегам речки, живет 1 477 человек. Много молодежи. Председателю исполкома сельского Совета Петру Дубовому исполнилось 25 лет.
В полночь два тепловоза ТЭМ-2 повели состав весом в три тысячи тонн на конечную станцию действующей железной дороги — Островную. Со станции до Сургута рукой подать, 15 километров.
Пока знакомились с членами бригады, наш поезд прибыл на станцию Пыть-Ях. Куда ни посмотришь, всюду вагоны: в тупиках и на запасных путях. От Пыть-Яха начинается дорога на строительство Южно-Балыкского газоперерабатывающего завода. На станции кипит работа. Идет выгрузка вагонов. Работают десятки машин. Над лесом висит дым от множества костров и выхлопных газов автомобилей и маневровых поездов.
Участок от Пыть-Яха до Усть-Югана, пожалуй, самый трудный для машинистов. Главная магистраль с мостом через небольшую речку еще не готова. Поезда ходят по обводной с деревянным мостиком, преодолевая затяжной подъем.
Чтобы поднять наш состав, надо было шесть тепловозов. Дежурный по станции не мог выделить такого количества машин. Гергель провел поезд тремя тепловозами.
Мост через Юганскую Обь наш поезд проходил ночью. Величественное это сооружение — километровый стальной коридор, освещенный ярким светом прожекторов. Тепловоз по мосту идет медленно, часто гудит: как бы приветствуя героический труд строителей — коллектив известного каждому сургутянину мосто-отряда № 15.
Станция Островная так названа за то, что она действительно находится на острове, в междуречье Юганской и большой Оби. Островная — пока конечный пункт железнодорожной магистрали Тобольск — Сургут. Стальные рельсы подошли к самому берегу реки. К тому самому месту, где строится мост через русло большой Оби. Пройдет всего лишь несколько месяцев и пойдут по мосту поезда.
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.