Меню
16+

Сетевое издание «Уватские известия»

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 86 от 28.10.2022 г.

Дело прекращено за отсутствием состава преступления

Автор: Валентин ПОСПЕЛОВ

Деревня Соровая (середина XX века)

... Мы эту песню поём горделиво
И славим величие сталинских лет, -
О жизни поём мы прекрасной, счастливой,
О радости наших великих побед.

Е.Д. Кошелев

Такие песни о свободе и счастливой жизни звучали из репродукторов в конце двадцатых — начале тридцатых годов прошлого века, но по всей стране набирала свой ход машина репрессий. К 1934 году в стране сложилась единая лагерная система — ГУЛАГ. В конце 1936 года по инициативе Ежова были ликвидированы политизоляторы и организованы двойки и тройки для судов на местах. Основной политической статьей тогда была статья номер 58. Из четырнадцати ее пунктов десять были «расстрельными». К примеру, пункт 1 — это антиправительственный заговор, а пункт 10 — антисоветская агитация и пропаганда. Каждый день на заседаниях рассматривалось от 200 до 300 дел. На вынесение приговора иногда уходило меньше двух минут. Причем все приговоры по статье 58 обжалованию не подлежали.

Мой дед Ефим родился 19 января 1896 года в семье Дмитрия и Анны Кошелевых. Он был четвертым ребенком в семье. Вместе с братьями Феоктистом, Иваном, Трофимом, Иваном младшим и сестрой Иустиной помогал родителям по хозяйству, рано приобщаясь к крестьянскому труду. В деревне Соровой прошло его детство.

В 1900 году в хозяйстве родителей было 5 рабочих лошадей, 8 дойных коров, овцы, свиньи и молодняк. Ранней весной мужики вывозили из дворов на поля навоз. В мае проводили вспашку, боронование и посев своих десятин. Сеяли вручную, шагая по полю с привязанным перед собой лукошком, разбрасывали ровными рядами зерно по пашне. Летом пололи посевы от сорняков. Когда начиналась сенокосная страда, косили ручными литовками травы, высохшую траву гребли и собирали в копны. Мальчики с 6-летнего возраста на лошадях возили копны, а взрослые их метали в стога. Едва заканчивался сенокос, поспевали поля пшеницы и ржи. Начиналась горячая пора жатвы. Серпами срезали созревшие колосья пшеницы, связывали в снопы, а потом снопы собирали в суслоны и оставляли на поле для дозревания. В октябре начинался обмолот. Молотили зерно вручную цэпами, потом веяли, сушили и только зимой везли на мельницу молоть муку.

Зимой мужчины ловили самоловами осетров, стерлядь, нельму, налимов. Еще занимались охотой на зверя. Промышляли лис, соболя, белку, а также ходили на лося, иногда поднимали медведя рогатинами из берлоги.

С началом империалистической с Германией в 1914 году супруги Кошелевы проводили на войну четырех сыновей. Остались престарелые родители со снохой Александрой, 15-летней дочерью Иустиной, да 4-летним внуком Гаврилом. Содержать большое хозяйство стало трудно. Приходилось очень тяжело, но благодаря трудолюбию всё выдержали.

В 1915 году глубокой осенью демобилизовался с фронта по состоянию здоровья Иван младший. В мае 1916 года Иван умер. В 1917 году осенью к радости родителей трое сыновей вернулись домой живыми, здоровыми. Сыновья рассказали о революции.

В 1919 году Ефим женился на девятнадцатилетней девушке из этой же деревни Степаниде Трофимовне Кошелевой. В их семье родились дети: дочери Евдокия, Елизавета, Анна и сыновья Александр, Константин, Пётр. Жили они, как и все деревенские, своим трудом. С созданием колхоза Ефим вступил в его члены. Работал кладовщиком зернового склада.

Шел 1937 год. 2 августа в деревню Соровую из райцентра на подводах приехали уполномоченные. Они вошли в избу Ефима Дмитриевича Кошелева, что располагалась на самой окраине деревни. Спросив у хозяина, есть ли в доме оружие, изъяли старенький дробовик и фузею, не забыли капсуля и дробь.

10 октября 1937 года решением «тройки» при УНКВД по Омской области Ефиму было предъявлено обвинение в том, что «... являлся членом контрреволюционной повстанческой организации, систематически вел контр-революционную агитацию, направленную на развал колхозов ...». «Тройка» приговорила Кошелева Е.Д. по статье 58 — 10, 11 УК РСФСР к заключению в исправительно-трудовые лагеря сроком на десять лет.

Через пять дней он был этапирован в БАМлаг НКВД. Почти год находился в Иркутской области, но 16 ноября 1938 года Ефима отправляют в Комсомольск-на-Амуре. По данным ИЦ УВД Амурской области, 5 декабря его этапировали в Востлаг. 12 февраля 1939 года он умер от кровоизлияния в правую почку и брюшную полость в результате травмы. Лагерь, где он скончался, и место его захоронения неизвестны.

Решением Президиума Тюменского областного суда Кошелев Ефим Дмитриевич 13.04.1957 года был реабилитирован. Решение «тройки» УНКВД по Омской области от 10.10.1937 года отменено и «...дело производством прекращено за отсутствием состава преступления ...».

Эта история — одна из миллионов, когда репрессиям подвергались люди по надуманным обвинениям. Они канули в вечность, но осталась жива память о тех событиях нашей истории.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

104