Меню
16+

Сетевое издание «Уватские известия»

01.07.2024 18:00 Понедельник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 52 от 28.06.2024 г.

Уватская страница в освоении тюменского Севера

Автор: Валентин ПОСПЕЛОВ
Источник: По материалам газеты «Коммуна»

1964 год в Тюменской области ознаменовался началом промышленной добычи нефти и рейсом АН-24 из Тюмени в Сургут. Среди знаковых событий в истории Тюменского региона — отправка первого танкера нефти на Омский нефтеперерабатывающий завод из с. Шаим Кондинского района.

30 марта 1967 года на 114-м километре трассы состоялась передача красного вымпела, а вместе с ним и эстафеты из Сургутского района в Уватский

К концу мая 1964 года первые баржи нефти с месторождений Шаима, Усть-Балыка, Мегиона пошли на Омский нефтеперерабатывающий завод. Всего в навигацию 1964 года было отправлено 134 тысячи тонн нефти. Именно с этих небольших масштабов поставок начиналась большая нефть Западной Сибири. Одновременно принимались на самом высоком уровне правительственные решения о проектировании и строительстве магистральных трубопроводов. И первый магистральный нефтепровод Шаим — Тюмень был введен уже в конце 1965 года. Конечно же, самый серьезный трубопровод, который в это же время проектировался, это был трубопровод Усть-Балык — Омск.

15 октября 1961 года из скважины на Усть-Балыкской площади был получен первый в Сургутском районе нефтяной фонтан дебитом около 300 тонн в сутки. Следующие скважины — Р-62, Р-63 — ударили еще более мощным фонтаном. В октябре 1962 года поселок геологов рядом с деревней Усть-Балык назвали Нефтеюганском.

В Уват в январе 1966 года прибыла представительная делегация во главе с министром топливно-энергетического комплекса Г.А.Оруджевым. В райкоме партии прошло совещание, на котором присутствовали первый секретарь Тюменского обкома партии Б.Е. Щербина, проектировщики, и строители. Так Уватский район стал частью огромной стройки тюменского нефтегазового комплекса.

Газета «Коммуна» № 61 от 21 мая 1967 года

Если только в феврале 1966 года были сварены первые километры трассы Усть-Балык — Омск, то уже 30 марта 1967 года на 114-м километре трассы состоялась передача красного вымпела, а вместе с ним и эстафеты из Сургутского района в Уватский. «Штурм начался», под таким заголовком вышла статья в районной газете «Коммуна». Корреспондент газеты А. Аксенов пишет: «Ранняя весна «расплавила» тракт, образовала «зеркала» на проезжих дорогах. Повсюду появились знаки: «Въезд запрещен». Встал автотранспорт. И только на нефтепроводе Усть-Балык — Омск не прекращаются работы. По всей трассе слышен грозный рокот мощных моторов трубоукладчиков, подъемных кранов, «Уралов», «Зилов», «Кразов», надрывно прокладывающих путь с плетями. Яркие вспышки электросварки говорят: появился новый стык.

Рубеж № 1, как именуют его строители, уже полностью готов к приему усть-балыкской нефти. На днях она даст о себе знать в Демьянском, где заканчивается монтаж причального приспособления для закачки «черного золота» в танкеры и наливные баржи при любом подъеме или спаде воды в Иртыше.

Рубежи под номерами 2,3,4 — речки Бобровка, Зимняя, Выя, Туртаска, Першинское болото. Со 117 до 410 километра ни на час не нарушается ритм работы строителей СУ 3 треста Нефтепроводмонтаж, возглавляемого Дмитрием Андреевичем Юрковым.

- Если по графику нам положено пройти трудные места в июле, то мы думаем завершить строительство в июне, — с уверенностью говорит Дмитрий Андреевич, — сегодня главное — штурм Першинского болота».

Когда стало очевидно, что Першинское болото до распутицы не пройти, проектировщики решили изменить трассу нефтепровода и провести его по берегу Буренского сора. Это несколько удлиняло нефтепровод, но, как предполагали, облегчало работу.

Однако природа и здесь показала свои капризы. На первый взгляд берег сора обычный — отлогий, поросший травой, кое-где видны песчаные отмели. И кто бы мог подумать, что на эти зеленые полянки не только нельзя заехать на машине, но и человек не может пройти. Первыми испытали на себе прелести трясины монтажники бригады Н.И. Бочарова. В первом же ключе они утопили трубоукладчики. Тогда было решено строить лежневую дорогу... построили. Но и она не долго держалась — тоже утонула в трясине.

Но не такие они — строители из бригады И.И. Ибрагимова, чтобы пасовать перед трудностями. Да и начальник участка, Герой Социалистического Труда Айрат Насибуллович Халиуллин, всегда помогал находить выход из положения. Было решено варить и изолировать трубы рядом с лежневкой, а затем передвигать плети на 20-25 метров, где вырыта траншея.

Хорошие вести поступали и с Демьянского наливного пункта. Только за один день — 29 мая — коллективом было отгружено 7 337 тонн устьбалыкской нефти. По суточному графику надо было залить в баржи 5 500 тонн «черного золота».

Четкая и слаженная работа всего коллектива нефтеналивной позволила намного перекрыть плановые задания, что и определило успех всего производства. К 25 мая 1967 года был выполнен месячный план перекачки нефти. Всего к концу месяца от берегов Демьянского отошли нефтеналивные суда с 207 399 тоннами сырья для промышленности.

Ударными темпами к концу 1967 года завершилось строительство нефтепровода Усть-Балык — Омск. 30 октября нефть пришла на Омский нефтеперерабатывающий комбинат.

После пуска нефтепровода встал вопрос строительства насосных станций. В Уватском районе началось строительство нефтеперекачивающих станций в Демьянском и в Увате. Следом за строителями нефтепровода сюда приехали строители станций.

В числе первых на строительстве Демьянской НПС был Николай Струк со своими каменщиками. Они, жители Украины, Татарии, Белоруссии и других мест, приехали в Сибирь и своими руками возвели весь комплекс станции. Уже в мае 1969 года Демьянская насосная станция ежедневно перекачивала от 45 до 50 тысяч тонн нефти.

Фото предоставлено архивным отделом администрации Уватского муниципального района

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

49