Меню
16+

Сетевое издание «Уватские известия»

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 22 от 15.03.2024 г.

Родина у всех одна!

Автор: Лариса ФИЛАТОВА

… Давным-давно, может тысячу лет назад, может больше, жил великан огромных размеров Алып батыр, обладатель недюжей физической силы, зорких глаз, благодаря чему Алып батыр успешно проходит все испытания: побеждает врага, поражает со значительного расстояния диких (мифических) зверей, освобождает свою страну от коварных врагов-завоевателей, по приказу хана доставал кость благородной рыбы со дна моря, золотую шкуру огромной птицы Цоцоло, чтобы накрыть крышу замка, золотой рог благородного оленя. В страшных битвах с другими Алыпами или мифическими героями-Йилбаганами показывает свою силу и бесстрашие, выходит победителем, освобождая свою землю, и тех, кто находится под его опекой, от мифических врагов.

В богатом этническом разнообразии Уватского района всегда обращают на себя внимание татары, проживающие в национальном селе Уки. Татары — народ загадочный и тем интереснее узнавать о них что-то новое.

Не иначе как сам Алып батыр опекает село. Ведь несмотря ни на леденящие веяния времени, оптимизации, финансовые кризисы, оно продолжает жить.

Первое упоминание о юртах Уки было в 1782 году. Легенда о происхождении этого населенного пункта гласит: «В этой местности промышлял охотник, место ему понравилось, и он решил заночевать у Иртыша. Ночью охотнику мешал спать своим уханьем филин. На татарском языке слово филин звучит как «оге». Постепенно это слово преобразовалось в «Уки».

На начало 2024 года численность населения села Уки составляет 119 человек, в том числе детей до 7 лет — 4 человека, подростков от 8 до 18 лет — 6 человек, молодежи от 19 до 30 лет — 14 человек, взрослых в возрасте от 31 до 60 лет — 55 человек, пожилых людей от 60 лет — 34 человека, а долгожителей старше 80 лет — 6 человек.

На выставке «Из провинции с любовью» были представлены: женский наряд, символ татарского дома кумган и работы укинских мастериц.

Немало здесь мастериц и умельцев. Одна из рукодельниц, представивших свои работы на выставке, — Разалия Сунгатулловна Катралеева. Она вяжет в любую свободную минуту, даже на рыбалке. За любимым занятием может даже не заметить, как прошла ночь. Разалия говорит, что иглы для вязания стали продолжением ее рук. Для Разалии вязание — это хобби, способное улучшить самое плохое настроение, кроме того, по ее мнению, вязание замечательно влияет на нервную систему, помогает бороться со стрессами, а также снять усталость и накопившиеся эмоции после трудового дня.

Умение вязать — великолепное решение всегда иметь новый и модный гардероб. Каждая женщина рада выглядеть модницей в эксклюзивных вещах, да еще и созданных своими руками. Разумеется, такие умения вызывают уважение и восхищение окружающих.

Представлен на выставке женский наряд. Интересной и красивой была старинная одежда сибирских татар. Женщины носили длинные платья с высокими воротниками, по обычаю женщина не должна показывать открытые участки тела, с оборками-фамборами на подолах, рукавах. Пожилые бабушки — жилеты из бархата, обязательно с карманами для садака (милостыня). Хозяйки помоложе, дома и в поле, всегда поверх платья надевали фартуки, украшенные фамборами с вышивкой. В длинные косы вплетали украшения из монет (пулпы). Эти украшения передавались по наследству. Замужние женщины прикрывали головы платками, по праздникам — белые, как символ чистоты и опрятности, или вышитый бисером и цветными нитками калфак (небольшая шапочка). В настоящее время, к сожалению, национальные костюмы надевают участники концертов и праздничных мероприятий.

Представлен на выставке и символ татарского дома кумган — кувшин для воды, который является обязательным атрибутом традиционного быта татар мусульман. Сосуд принадлежит Алиме Бакиевой. Долгое время кумган был характерной деталью интерьера татарского дома, используемый при проведении праздников и обрядов, в сочетании с домотканым полотенцем и медным тазом представлял собой яркий этнический и религиозный символ. Кумганы изготавливались из меди, латуни, серебра и других сплавов и часто украшались чеканкой, гравировкой и насечкой. В XIX веке медники-бакырче и кузнецы массово изготавливали медные и латунные кумганы своеобразной приземистой формы. Эти сосуды для воды представляли собой узкогорлые кувшины со сливным носиком, ручкой и часто крышкой и пользовались большим спросом. Создавались они преимущественно без орнаментации, сугубо по назначению. Центрами производства кумганов были Казань и деревни Заказанья (Б. Атня, Темерче-Черемцы и др.) Предметы домашней утвари производили также в татарских слободах российских городов.

Укинская мечеть - единственная в Уватском районе.

Укинская мечеть — единственная в Уватском районе. Во время религиозных праздников сюда приезжают верующие со всех окрестных сёл и поселков. В первые годы советской власти религиозные мусульманские общества и мечети продолжали функционировать. Имамы, муллы несли службу как проповедники ислама. В конце 20-х годов в стране осуществлялись меры по искоренению религиозного мировоззрения. Муллы «добровольно» отрекались от несения службы в мечетях. В 30-х годах многие муллы и муадзины были репрессированы.

В советское время здание мечети использовалось для просмотра кинофильмов, проведения концертов и общественных мероприятий. В 1990 году было принято решение использовать бревна мечети для постройки кочегарки при новом доме культуры.

В ноябре 2011 года жители села обратились к главе Уватского района Ю.О. Свяцкевичу с просьбой о капитальном ремонте здания бывшей мечети. По его поручению было проведено обследование данного объекта и составлена смета. Подготовленные документы представили в комитет по национальным вопросам Тюменской области. В 2012 году по областной программе провели ремонт Укинской мечети.

Катится, катится клубок времени...

В конце января торжественное мероприятие, посвященное грядущему 100-летнему юбилею Уватского района и Году семьи, прошло в Юровском сельском поселении, а 27 февраля тождественное мероприятие прошло в селе Уки. Глава администрации Уватского муниципального района В.И. Елизаров поздравил жителей деревни и вручил награды отличившимся труженикам, активистам и семьям участников СВО.

Благодарность главы объявлена активной участнице спортивных, культурных мероприятий, творческих конкурсов Гольшигар Ремезановой. Благодарственное письмо главы вручено работникам Центра досуга и культуры, активистам сельского поселения — супругам Луизе и Эмилю Ганиевым, воспитывающим пятерых детей.

Также пять жителей отмечены почетными грамотами и благодарностями главы Укинского сельского поселения.

Клубок, как символ грядущего столетия, олицетворяющий путь становления, развития района, длиной в 99 лет, и его будущее, передан от Укинского Уватскому поселению.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

36