Меню
16+

Сетевое издание «Уватские известия»

13.08.2020 11:15 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 65 от 12.08.2020 г.

Не зарастай, родное поле, не исчезай, мое село…

Автор: Анатолий МАЛЬЦЕВ

Екимовка в 1960-е годы

В чистом поле, под ракитой,

Где клубится по ночам туман,

Там лежит в земле зарытый,

Там схоронен красный партизан…

(Песня колхоза «Красный партизан» с. Красный Яр)

Часть третья. Нач. здесь. Продолжение здесь.

Годы гражданской войны бурно прокатились по территории Новосельской волости. Это была действительно смута, когда люди разделились на две части. Кто-то ревностно стоял за прежнюю власть и всячески поддерживал так называемых белых под руководством адмирала Колчака, а кто-то стал на сторону новой силы — красных, поверив в мечту о свободе, которая в наших местах была издавна.

Военные действия велись в основном в крупном селе Новом и деревне Морозовке. Власть в деревнях и селах в этот период неоднократно менялась, то красные хозяйничали, то белые. Если населенный пункт переходил в чьи-то руки, начинались расправы, казни подозреваемых в предательстве. За связь с партизанами были выжжены колчаковцами до тла деревня Морозовка и местами село Новое. Красные же, в свою очередь, за помощь Колчаку частично испепелили деревни Верхнюю Заимку и Моисеевку.

Были в то время и свои герои. Так, в ожесточенном бою в деревне Морозовке погиб неизвестный пулеметчик, который находился с пулеметом на крыше Морозовской часовни. Жители похоронили его в ограде часовни. Это место впоследствии стало местом памяти красного партизана, за могилой которого ухаживали учащиеся Красноярской школы. В честь этого героя красноярский колхоз получил название «Красный партизан».

В селе Новом был сформирован партизанский отряд под руководством местного крестьянина Ильи Белкина, который героически погиб, сражаясь за новую власть. Позднее новосельский колхоз был назван его именем. Не только мужчины становились героями. Была в здешних местах и своя героиня по имени Стефанида из знаменитой семьи Дорониных, которую колчаковцы зверски замучили и убили в 1919 году. Похоронили ее в селе Новом. Могила Стефаниды существует и по сей день, является местом регионального значения, а главная улица села Красный Яр была названа в честь героини «Им. Стивы Дорониной».

Под руководством крестьянина Слипченко, украинского происхождения, был сформирован отряд на стороне белых, который долгие годы проводил диверсии, а также устрашающие акции для местного населения. Данное бандитское формирование существовало все 20-е годы, для задержания которого был направлен из Тобольска милиционер по фамилии Гвоздев.

У истоков советов

В годы становления советской власти, а именно в 1917 году, на территории современного Красноярского сельского поселения были образованы два сельских совета: в деревне Морозовке и селе Новом. В 1918 году сельский совет из Морозовки перенесен в деревню Красноярскую, с этого момента сам населенный пункт получил статус села и стал именоваться «Красный Яр». В 20-е годы на территории Новосельского и Красноярского сельских советов проживали 2 724 человека.

Началось перестраивание традиционного образа жизни на новый лад. Была объявлена борьба с неграмотностью через открытие школ и организацию просветительской работы в избах-читальнях. Так, в 1920 году были открыты избы-читальни в с. Новом и с. Красный Яр. В 1927 году на средства самообложения построены школы в Сафьянке и Моисеевке, а 1928 году — в Красном Яре. Новосельская семилетняя школа получила статус «Школа крестьянской молодежи» (ШКМ). Это единственное образовательное учреждение на территории Уватского района, имевшее такой статус. Количество обучающихся доходило до четырехсот человек.

Соль земли

В 30-х годах территория Красноярского сельского совета была выбрана местом ссылки раскулаченного населения из южных районов Тюменской области и близлежащих областей: Курганской, Свердловской и Челябинской. Так появились поселки Малый Нарыс, Встречный, Пнинск, Шелчинск, Голодное и другие. Центральным поселком для переселенцев стала Екимовка, где располагалась комендатура, в которой каждый житель должен был отмечаться. Границей же, которую нельзя было пересекать без разрешения, служил ручей Огранка. Он являлся некой ограничительной линией, пересечение которой приравнивалось к побегу. Так появились на нашей земле семьи Пегановых, Сарапульцевых, Медведчиковых, Пономоревых, Жук, Ярославцевых, Пачежерцевых, Стебековых, Королевых, Шабалиных, Усольцевых и многие другие. Это были трудолюбивые люди, о которых говорят: «Соль земли». За достаточно короткий срок они превратили малообжитые земли по реке Носке в красивые поселки с ровными улицами, распахав новые пашни и огороды, наладив промышленное производство продукции из леса.

«Помню из детства, как везли спецпереселенцев в деревню Малый Нарыс через нашу деревню Глядяны. Услышав топот конских копыт и звон колокольчика, мы выскочили на улицу посмотреть. Оказалось, это везли раскулаченных, двенадцать дуг, двенадцать розвальней запомнилось мне на всю жизнь. Все затихли, было слышно, что плачут дети. Вышли наши старухи, держа в руках иконы, и причитали им в след со слезами. Петров Афанасий Степанович вынес большой чугун вареной картошки и раздавал сидящим в санях. Кто-то выносил хлеб. И так было в каждой деревне. Простые крестьяне хотели помочь хотя бы малым, понимая, как трудно этим людям сейчас. Впоследствии я дружила со многими сверстниками и сверстницами из раскулаченных, среди которых Королева (Вторушина) Александра Ивановна, Шабалина (Плесовских) Парасковья Васильевна и многие другие». Из воспоминаний Неониллы Семёновны Медведевой.

Новосельская школа, 1930 год

Когда по реке Носке стали появляться спецпереселенцы, это вызвало отток населения, бывших столыпинских переселенцев, так как боялись, что ненароком и их поставят под надзор комендатуры. Простым жителям запрещали общаться с «колонками» (спецпереселенцами). Так вятские, украинцы, самоходы переселялись в Морозовку, Шестак, Малысаки, Сафьяну, Моисеевку и другие деревни, были и те, кто отрывался от земли и уезжал в город Тобольск. В настоящее время на территории всего Уватского района из всех поселков для спецпереселенцев, образованных в 30-е годы ХХ века, где хотя бы теплится жизнь, сохранился Малый Нарыс.

Раскулачивание коснулось деревень и сёл нашей территории, но высылке подверглись не все.

«Чёрну курочку кормила,

чёрна курочка не ест,

коллективная работа никогда

не надоест».

(Чалдонская припевка)

1928 год стал переломным в истории страны — был взят курс на коллективизацию сельского хозяйства. Уничтожался класс кулаков, а крестьян пытались согнать в колхозы, для удобства руководства и получения поставленных целей. Но чалдонское население, не знавшее крепостного права, неохотно расставалось с единоличной вольницей.

Первые ласточки артельного труда стали появляться в конце 20-х годов ХХ века. Так, в 1927 году в деревне Сергеевке образовалась первая сельхо за ртель «Наша Надежда», состоявшая из 18 хозяйств и включавшая 80 крестьян. В 1928 году образовалась сельхоз-артель «Сафьянская» в деревне Сафьянке, объединившая 11 домохозяйств. Впервые были посажены такие кормовые культуры, как турнепс и клевер. Были приобретены металлические бороны «Зиг-заг». Но не все единоличники входили в данные коллективные хозяйства, хотя с любопытством следили за деятельностью односельчан. Курс на сплошную коллективизацию был усилен с началом 1930 года.

В период коллективизации в 30-е годы были образованы колхозы «Красный партизан» в с. Красный Яр, деревнях Глядяны, Петровке (Варган). «Красная Заря» — в деревнях Сафьянке, Верхней Заимке, Отрясихе, Моисеевке. Колхоз «Им. Ильи Белкина» — в селе Новом и деревне Железкова. Колхоз «Им. Тельмана» — в деревнях Сергеевке и Дмитриевке (Нижняя Заимка). Колхозы «Им. Молотова» — в деревнях Морозовке и Шестак, «Пахарь» — деревня Большой Нарыс и поселок Малый Нарыс, «Лесохимик» — поселки Екимовка, Пнинск, деревни Таловка, Вознесенский, Встречный. К колхозу «Власть советов» относились деревни Маиль и Старая Яма. В колхоз «Заветы Ленина» входили деревни Верхний Малысак, Средний Малысак и Нижний Малысак. К колхозам «Им. Халтурина» относились деревни Сафроновка, Голодное, Шелчинск, «Им. КИМ» — деревня Поварова.

Надолго в памяти народа останется организатор коллективизации, бывший партизан гражданской вой-ны Токушев Антон Ильич, который действовал очень осознанно, методом убеждения и уговора крестьян, что обеспечило провести этот процесс без особых проблем и осложнений.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

124