Меню
16+

Сетевое издание «Уватские известия»

19.01.2024 12:00 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 5 от 17.01.2024 г.

Новоселовские мельницы. Были и легенды

Автор: Владимир ТИМОФЕЕВ

Здесь стояли Новосёловские мельницы

1978 год. Июль. Макушка лета. Собравшись с соседями, отправились за черникой. В этот год она поспела раньше срока. Решили идти не в Сор, а отправились на пелинские болота. В самом узком месте соорудили через речку Пелину небольшие мостки и перебрались на противоположный берег. Дорога уводила по берегу в верховья речки. Вот уже показался на поляне домик обходчика. По правую сторону от дороги заметили обрушенный колодец. Это всё, что осталось от небольшого выселка Пелинский, где в начале ХХ века проживали 17 человек. Пацанами мы слышали от старожилов легенду, что здесь жил зажиточный мельник, который закопал в этих местах свои богатства.

Александр Тоболкин

Бедняки нередко давали показания против середняков и так называемых кулаков из зависти и жадности. Так случилось и в 1930 году. Было сфабриковано дело, по которому проходил Александр Тоболкин, священник церкви из села Буренского. Один из «свидетелей» обвинения в отношении отца Александра абсолютно неверно исталковывает его слова о том, что всё земное здесь истлеет, уничтожится (свидетель говорит о власти большевиков), вместе с тем даже по прошествии времени, читая эти архивные строчки, вспоминаешь притчу о безумном богаче, который строил житницу, и о том, что на земле всё тленно, и «мзда ваша многа на небесех».

13 февраля 1930 года вышло Постановление «О приступе к следствию» по ст. 58-7, 58-10, 58-11 в отношении дела № 3627, по которому проходил отец Александр Тоболкин.

«Арестован Тоболкин А.А., д. Буренька Уватского района. По обвинению Тоболкина, служителя культа в д. Осиновка Уватского района Тобольского округа, русский, б/п, образование нисшее, несудимый, неженатый.

Обвинение: вел контрреволюционную агитацию против советской власти, все мероприятия, проводимые в деревне, и входил в кулацкую группировку.

Допрос вел Лопаткин».

Протокол от 13 февраля 1930 г.»

Александр Тоболкин происходил из семьи чиновника. Родился в с. Марецком Курганского уезда, окончил городское приходское училище, был переписчиком в Красной Армии и служил в царской армии писарем. В Омске в 1918 году был демобилизован, в 1919 году служил в армии Колчака писарем, дошел до г. Томска, после разгрома войск служил в Красной Армии до 1922 года, после этого стал священником в с. Буренька Уватского района.

На предъявленные обвинения Александр Тоболкин отвечал, что «виновным себя я не признаю, антисоветской агитации я не вел. Хотя ко мне ходили очень часто крестьяне по своим религиозным надобностям, неоднократно ко мне заходил Новоселов Тимофей Иванович, Дмитрий Михайлович и другие. Я принадлежу к сергиевской ориентации. Я никому не говорил о том, что советская власть угнетает религию. Сборы средств на содержание меня и псаломщика в порядке раскладки верующих по 1 руб. 20 коп. сбор принимали сами верующие и сами проводили...».

Тоболкин А.А. 13.02.1930 г. обвинялся по ст. 58-10-11 в том, что среди верующих проводил контрреволюционную агитацию против мероприятий соввласти, распространял панические слухи о гибели советской власти. 26.04.1930 г. тройкой ОГПУ по Уралу принято решение: от стражи освободить, зачесть предварительное заключение с 18.02.1930 г.

Принятое тройкой ОГПУ по Уралу решение говорит о том, что все обвинения в отношении отца Александра были безосновательными. В 1930 году еще сохранялась хотя бы видимость правосудия....

По этому же делу проходили:

Семён Новосёлов

«1. Новоселов Семен Иванович, 55 лет, был урядником в с. Самарово. После революции проживал в с. Буренька Уватского района. При бандитах был секретарем судебного следственного комитета, настроен антисоветски.

2. Новоселов Тимофей Иванович, брат первого кулака, владел мельницей. Сын его, Фёдор, выступал против советской власти, в 1926 году был председателем сельсовета, скрыл доход от мельницы, за что и судили.

3. Лукьянов Викентий Сер геевич, офицер, бывший чиновник, кулак, служил у бандитов комендантом, настроен против советской власти. После падения колчаковского правительства, ликвидировал свое хозяйство, уехал в Тобольск.

4. Борисов Александр Никифорович, открыто выступает против советской власти на собраниях, отдавал невод в эксплуатацию, имеет ряд судимостей за сокрытие объектов.

Все судимые лица бывали друг у друга, особенно часто посещали Новоселова Тимофея и Феодора, куда также ходил поп Тоболкин, который проживал на квартире Медведева. Новоселовы до 1928 года имели до 15 лошадей».

В деле есть показания «свидетелей» в отношении Тоболкина Александра Александровича (Пуртов Степан Осипович, 22 лет), показания от 13 февраля 1930 года. Допрашивал Мурашкин Г.П. Пуртов — середняк, тыло-ополченец, из крестьян, судимый.

«Тоболкин — поп, имеет тесную связь с этими Новоселовыми — особенно на собрании верующих, когда встал вопрос о закрытии церкви, чувствуя за собой вину обманщика и т. д. говорил собранию, что я-де пошел служить в церкви после..., потому что здесь легче дается заработать.

Тут же говорил об обмане народа религиозным дурманом, но сам официально не отрекался. Борисов Александр — бывший кулак, раньше держал постоялый двор, как и раньше эксплуатировал бедноту. Сейчас сократил хозяйство сам. Все вышеуказанные лица являются между собой хорошими друзьями, и когда они не были лишены права голоса, то трудно было выступать на собраниях.

Также есть показания Борисова Харитона Ивановича (юрты Кошелевские, Буренский с/с, из крестьян).

«Тоболкин Александр Александрович, поп, ходил по домам бедняков, обирая последнее за свою службу. Примерно так же пришел ко мне, дома была одна девочка, взял два или три яйца и сметану. Когда же я увидел его и спросил, зачем ты без меня берешь у детей сбор, да еще из-за тебя девочка сломала крынку. ...Я на тебя подам в суд, то он мне сказал: лентяй, тебе жалко крынки. Когда, говорит, ты так не будешь кричать на батюшку, придет время, мы с вами расправимся. Одно время, когда я отказался крестить свою дочь, то он с моей женой окрестил ее без меня, вкрадче сговорившись, запутав ее словами: если ребенка не окрестишь, то он предается сатанинскому духу, за крестины взял с жены 50 коп. и полведра брусники. Когда я спросил попа, зачем вы ведете свою агитацию...то он мне ответил, что всё скоро уничтожится, а у нас останется в ценности и сохранности (видимо, притча). Поп Тоболкин имеет тесную связь с Тимофеем Новоселовым и его сыновьями. Новоселов...возит его в гости к себе.

Ордер № 21 Мурашкину И.П. для производства обыска Борисова Александра Николаевича.

В 1930 году при раскулачивании Тимофея Ивановича Новоселова из деревни Пелиной Буренского сельского совета в числе имущества указана мельница. Общий облагаемый доход от хозяйства составлял 1 590 рублей, имущество оценивалось в 2 560 рублей.

Еще в 1848 году остяки Назымской инородческой волости уступили участок земли по речке Пелиной на двадцать лет за два рубля серебром в год государственному крестьянину Юровской волости села Буренского Николаю Архипову Новоселову (род. в 1817 г.) для устройства двух мукомольных водяных мельниц и одной плотины.

В 1857 году в соответствии с Указом Тобольской губернской казенной палаты младшим землемером Петром Тепловым был составлен план, по которому отведено земли: «леса смешанного строевого и дровяного — две десятины, по речкою Пелиной крутосклонных берегов и разлива две десятины и восемь сотых саженей за исключением неудобных мест. На сем участке во время снятия состояло две водяные мукомольные мельницы и одна плотина…».

Данный документ был подписан поверенными государственными крестьянами Дмитрием Добрыниным и Николаем Новоселовым. За неграмотного ясашного остяка Михаила Камаева руку приложили крестьянин села Буренского Никита Михайлов Лукьянов и крестьянин села Уватского Василей Евсеев Поспелов. Притом был, подписал и печать приложил голова Назымской инородческой волости ясашный остяк Феодор Данилов Урабаев.

В последующем этот договор был продлен с одним из сыновей Николая Новоселова Иваном (род. 1838 г.)

В Списке населенных мест Тобольской губернии за 1912 год в Юровской волости было: церкви — 2, часовни — 4, 2 официальные школы и 1 — грамоты. На тракте располагались 4 постоялых двора, одна винная и 7 торговых лавок. В волости насчитывалось 5 ветряных и 6 водяных мельниц, 7 кузниц и 2 кожевенных завода. По две почтовых и земских станций. Самым крупным было село Юровское.

Водяные мельницы имелись в деревнях Варлымова, Кукуй, Мокроусова, Моховская, Стерхова, Юровское и только на выселке Пелинском на речке расположено было две водяные мельницы.

(Продолжение следует).

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

63