Меню
16+

Сетевое издание «Уватские известия»

25.08.2022 17:00 Четверг
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 68 от 24.08.2022 г.

Горсть уватской земли ...

Автор: Владимир ТИМОФЕЕВ

Александр Кердан в Малом Нарысе

Дорога уводила его в Малый Нарыс — то место, что когда-то стало домом для его матери, деда и бабушки. Александр Кердан, известный уральский поэт-прозаик и сопредседатель Союза писателей России, исполнил заветную мечту — побывать в местах и набрать горсть земли, что в 30-е годы прошлого века приютила раскулаченных с Урала.

Сергей Аксененко, Анатолий Омельчук, Александр Кердан

17 августа в здании Физкультурно-оздоровительного комплекса «Иртыш» состоялась творческая встреча жителей Уватского района с автором шеститомного издания романов, повестей и стихотворений Александром Керданом. В поездке его сопровождали Анатолий Омельчук, известный тюменский писатель и прототип нескольких литературных героев Кердана, его друг — полковник, герой Афганской войны Сергей Аксененко.

Александр Борисович открыл творческую встречу стихотворением, посвященным своей матери.

Приснилась мама мне. Давно не снилась,
А тут приснилась — не пойму к чему…
Всё вещи собирала, суетилась,
Переезжать куда-то торопилась,
Как будто тесно ей в родном дому...

Именно Христина (Тина) Ивановна является связующей нитью поэта с уватской землей. В 1930 году семья Керданов была раскулачена и выслана. Поселок Малый Нарыс на двадцать лет стал их домом.

В юности Христина Ивановна была певицей, хорошо рисовала, играла на четырех музыкальных инструментах. Она тяжело болела туберкулезом костей, умирала, никому не нужная в уватской ссылке, так как комендант запретил отправлять ее на лечение в город. Жизнь ей спасла мать писателя Николая Островского. Вот как описывает события того времени в своем рассказе Л. Гупта (Меркурьева):

- Соседка, не докричавшись своих ребят, заглянула к Керданам.

- Ну так и есть! Опять полна изба народу: вся окрестная ребятня тут.

- Иван Яковлевич, че они все к вам бегают? Медом что ли у вас намазано? — полюбопытствовала соседка.

- Дак, книжку интересную читают, — расплылся в улыбке хозяин. А книжка называлась «Как закалялась сталь» Николая Островского. Она только недавно попала в школьную библиотеку, и все ею зачитывались. В избе читала книгу вслух дочка Ивана — тринадцатилетняя Тина. Подолгу читать ей было трудно, но, когда она откладывала книгу «до следующего раза», ребята расходиться не хотели.

- А что дальше будет?
- Останется живой Павка Корчагин?
- Тин, а когда снова приходить?

Тина назначала время, и ребята разбегались. И только сама Тина оставалась дома. Когда все уходили, она тихонько плакала. От невыносимой боли. Оттого, что ничего в ее жизни больше не будет. Только эта вот постель. Да еще книжки. Кто мог подумать, что падение на лестнице на Никольском взвозе в Тобольске, где они прежде жили, так скажется на всей ее судьбе? Разбитое колено вдруг сильно разболелось, признали туберкулез кости. И вот уже вскоре она не смогла ходить совсем. Только постель. Да и тут малейшее движение причиняло страшную боль. Даже мать Ефросинья Павловна боялась дотронуться. А какие врачи и больницы в их таежной глуши? Конечно, в Малом Нарысе, где жили спецпереселенцы, о них и не мечтали. Не может ходить человек — значит, все, калека. А потому и образование ему вроде ни к чему. Какая школа! А Тина была отличницей, на одни пятерки окончила четыре класса. И хотелось учиться дальше. Только зачем? Все теперь ни к чему… А зимой тридцать шестого в Малый Нарыс долетела весть: умер Николай Островский. И хотя знали из газет, что он тяжело болен, что прикован к постели, но известие оглушило. Тина узнала, что их школьный учитель послал соболезнование матери Островского — где-то адрес вычитал. Девочка через сестру попросила дать адрес Ольги Осиповны ей. Выразила глубокие соболезнования и написала, что сама чувствовала и пережила. Что прикована к постели, осталась без занятий в школе. Написала все, что может написать девочка пятнадцати лет с изболевшимися телом и душой. Все последующие дни она ждала почту. Ответит или нет ей мать писателя? За окном мело. Было зябко и одиноко. Наверное, человек может почувствовать одиночество и среди близких людей. А в доме Тину окружали кроме отца с матерью сестры и братья: Нюра, Наташа, Петя, Коля, Зина, Вася… И шум был, и смех, и слезы, и непрестанный труд.

Вот и Тина, хоть и болела, без работы не оставалась — штопала одежду, вышивала, а еще читала, рисовала и ждала письмо. Оно пришло неожиданно быстро. Ольга Осиповна просила незнакомую девочку рассказать всё подробно: как она заболела, что надо сделать для лечения. После второго письма Тины в Малый Нарыс пришла посылка. Она была неожиданной. Иван Яковлевич сходил на почту (а это ни много ни мало двенадцать километров) и принес ее. Собрались все: ведь сама Островская прислала! В посылке оказались художественные книги, роман-газета с незаконченным произведением Николая Островского «Рожденные бурей», разноцветные ленты для волос, портфель… Настоящий портфель! Ольга Осиповна верила, что когда-нибудь Тина снова пойдет в школу… С тех пор Тина стала регулярно получать письма из далеких теплых краев — с Черного моря, из Харькова, из Есентуков… Иногда ей казалось, что у Ольги Осиповны и без нее хватает хлопот. Наверное, не стоит ее беспокоить. Как-то решила больше не писать. А Островская прислала встревоженное письмо ее родителям: не случилось ли чего с дочкой? Вот так и вошла в жизнь девочки эта добрая и мужественная женщина, сама, впрочем, очень нездоровая… Вот строки из ее письма: «Сочи, 1 мая 1938 года. Милая девочка, шлю тебе привет с 1 мая. Я твое письмо получила. Обидно, что ты до сих пор не можешь ходить, но не унывай и надейся, что молодость преодолеет болезнь. Мое здоровье плохо. Больше лежу, чем хожу. Я скоро уеду с Сочи в Москву. Но ты пиши на Сочи. Мне передадут письмо. Будь здорова. Твоя Островская. Посылаю тебе два блокнота для рисования».

Однажды в дом зашел школьный учитель и посоветовал: «Надо в Москву в ЦК комсомола написать! Пусть там похлопочут, чтобы послали тебя лечиться…» Секретарем ЦК тогда был Косарев. Ему-то Тина и написала о своей беде. На этот раз на ответ даже не надеялась. Разве дойдет письмо из глухой тайги к самому Косареву? А оно не потерялось, дошло. И ответ пришел: надо было собираться в Тобольск, в больницу. А у семьи денег ни копейки, как раз… Но вдруг нагрянул перевод — пятьдесят рублей от Островской. Как будто почувствовала Ольга Осиповна, что эти деньги будут нужны!

Лечение в Тобольске. В 1939 г. ее отправили на лечение в Тюменский костнотуберкулезный санаторий. Из Тюменского санатория Тину выписали в 1941-м году — освобождались помещения для раненых, привозимых с фронтов Великой Отечес-твенной. К тому времени девушка уже ходила на костылях и окончила пятый и шестой классы (тоже на одни пятерки). Семилетку ей удалось закончить в двадцатилетнем возрасте. Свидетельство получила с отличием. Теперь у нее была возможность без экзаменов поступить в любой техникум или училище. Подала документы в Тобольское медицинское училище. Но в 1942-м взяли в армию брата Петра, в трудармию отправили отца. Взрослые сестры замуж повыходили. Она осталась за старшую с матерью и тремя малышами. Надо было работать. А куда на костылях? Пошла в контору. Сначала была учетчицей трудодней, потом счетоводом. После войны в 1948 году семья поселилась в Коркино.

По словам Анатолия Омельчука, творчество Александра Кердана пронизано патриотизмом. Сам на протяжении 27 лет находился на службе в Советской, а затем Российской армии. Вышел в запас в 2001 году в звании полковника. Он знает, что такое офицерская честь и преданность Родине. Поэт остро чувствует и отражает каждое значимое событие в своем творчестве.

Победитель

Я убит сегодня под Славянском,
Защищая город наш родной.
На груди с георгиевским бантом
Я лежу — синь неба надо мной.

Где-то громыхают бэтээры,
Грохают разрывы вдалеке,
И звучат команды офицеров
На чужом, шипящем языке.

Топает наёмная пехота,
Воровски косясь
По сторонам…
А подмога задержалась что-то,
Не пришёл никто на помощь нам.

Будто бы в каком-то сне нелепом
Вся эпоха повернула вспять!
Чтобы жили вы под русским небом,
Должен был я здесь сегодня встать.

И свой смертный час принять солдатом,
Ведь не зря же, на былой войне,
Дед мой, на рейхстаге, в сорок пятом,
Вывел имя, что досталось мне.

                                                    2014 г.

- Армейская тематика отличается правдивостью и простотой для чтения, — признался Сергей Аксененко, — героями прозы Александра являются солдаты и офицеры армии.

В этот день в зале было много представительниц прекрасного пола. Многие свои поэтические произведения автор посвящает женщине. Любовная лирика проникновенная и искренняя.

Стоит отметить, что на стихи Александра наложена музыка, и звучат они в исполнении певцов с эстрады.

Присутствующие на встрече глава администрации Вячеслав Елизаров и председатель Думы Уватского муниципального района Юрий Свяцкевич были единодушны в том, что подобные встречи нужны для молодого поколения, ведь тема патриотизма сегодня как никогда актуальна.

Юрий Свяцкевич и гости посетили музей «Легенды Седого Иртыша»

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

149