Меню
16+

Сетевое издание «Уватские известия»

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 79 от 04.10.2023 г.

Размышления учителя-ветерана

Автор: Д.А. МАСЛЕЕВА
Учитель-ветеран

Наш президент В.В. Путин объявил текущий 2023-й год — Годом педагога и наставника. На мой взгляд, решение очень верное, оно привлечёт внимание к проблемам современной школы, так как педагог — это человек, занимающийся преподаванием и воспитанием подрастающего поколения.

Прежде всего хочется поздравить с праздником учителей-ветеранов, к этой категории я отношу и себя: свой первый урок я провела 1 сентября 1955 года в Вакаринской семилетней школе, Казанского района, последний — 25 мая 2010 года в Уватской средней школе, которую и окончила в далеком 1953 году, т. е. за моими плечами 55 лет педагогической деятельности в качестве учителя истории, обществознания, завуча, организатора воспитательной работы и директора. С этой деятельностью я не порывала никогда, даже исполняя обязанности заведующей отделом пропаганды райкома партии, считала ее своим призванием и никогда не раскачивалась в выборе своего жизненного пути.

Любила своих воспитанников, они уважали меня, поэтому и считаю себя достойной носить это звание.

Я глубоко убеждена: бывших учителей не бывает. Уйдя на заслуженный отдых, они продолжают жить жизнью родной школы, радуются ее успехам, огорчаются неудачам.

Итак, начался новый учебный год! По традиции он начинается торжественной линейкой, называемой Днем знаний. Название правильное: знания в любой профессии закладываются в школе — с тех пор как существует мирозданье, такого нет, чтоб не стремились к знаниям, какой ты ни возьми язык и век, стремился к знаниям человек.

А рядом с этим человеком будет учитель — педагог — наставник. И очень хорошо, если это будет духовно богатый человек, любящий и знающий свое дело.

Я считаю, что мне очень повезло: у меня были прекрасные учителя Уватской и Красноярской школ: учителя литературы — Екатерина Ивановна и Антонина Ивановна, учителя истории — Борис Поликарпович и Василий Платонович, учителя математики — Николай Николаевич и Вениамин Степанович, учитель физкультуры — Алексей Никандрович. Как у каждого ученика, у меня были и любимые учителя, именно любимый учитель становится незримым наставником в жизни. Такую роль сыграл в моей жизни Борис Поликарпович, под влиянием которого я и избрала профессию учителя истории.

Это был широко эрудированный человек, дававший глубокие знания не только по истории, но и по другим наукам, излагая новый материал, он всегда выходил далеко за рамки учебника. И готовясь к очередному уроку, я мысленно советовалась с ним. Он давно ушел в мир иной, но такие учителя не умирают, они живут, пока живут их ученики. А в должности директора моим наставником была директор Уватской школы Параскева Матвеевна Ямщикова, которая умела найти подход к каждому ученику, и находила возможность накормить и обогреть нас, голодных и раздетых детей военного времени, прививала нам любовь к прекрасному: в годы ее управления вся наша школа утопала в цветах: в классах, коридорах цвели пышные герани, как ей удавалось сохранить их в холодной школе, где замерзали даже чернила, для меня до сих пор остается загадкой.

Очень хочется поздравить с этим праздником и молодых учителей, только вступивших на этот трудный, но очень важный в жизни каждого путь. И с высоты своего педагогического опыта дать им несколько добрых советов.

Во-первых, постоянно расширяйте свой запас знаний. Никогда не будут уважать того учителя, который ограничивается рамками учебника, тем более сейчас, когда в условиях технического прогресса информационное поле значительно расширилось. Как сказал великий педагог: «Чтобы зажечь в ребенке искру знаний, надо самому впитать море света». Конечно, это требование в любой профессии, но жизненно важно для учителя.

Поэтому используйте любую возможность для совершенствования своего методического мастерства: читайте больше книг, журналов, изучайте опыт известных учителей: Сухомлинского, Макаренко и других, опыт передовых учителей по предмету, своих коллег, посещайте курсы, проводимые ТОГИРРО, участвуйте в заседаниях МО, наконец, изберите себе наставника, не обязательно по своему предмету, уже в первые дни работы вы узнаете, кого любят и уважают ученики, а они прекрасные психологи, и кого попало уважать не станут, одним словом: учитесь, учитесь непрерывно, только тогда вы добьетесь успеха на избранном вами пути.

Во-вторых: любите и уважайте своих учеников. В советское время было популярно стихотворение поэта Л. Ошанина «Учитель», где есть такие слова: «Учитель. Сколько надо любви и огня, Чтобы слушали, Чтобы верили, Чтобы помнили люди меня.» Не потеряли своей злободневности эти слова и в наши дни. Именно: любить и уважать! Всегда помните: вы учите не просто человека, вы формируете личность! В процессе своей деятельности я убедилась: нет плохих учеников, просто все они разные и по способностям и по условиям жизни, а в условиях современного социального неравенства, особенно. А раз разные, значит и подход к каждому должен быть разным, в педагогике он называется индивидуальным, как говорил А.М. Горький: «В душе каждого человека есть колокольчик, затроньте его и он зазвенит прекрасным звуком». Это архиважно, но найти его и заставить звучать трудно. Чтобы добиться этого, я посоветовала бы каждому молодому педагогу взять классное руководство. У каждой школы есть две функции: образовательная и воспитательная. Если первую осуществляет каждый учитель, то воспитательную, которая в последние годы ушла как-то в тень, не все.

Конечно, учитель воспитывает всем и всегда: и словом, и своим внешним видом, а особенно своим отношением к окружающим, а особенно к ученикам. Почему дети помнят и вспоминают добрым словом своих первых учителей? Да потому, что учитель начальных классов соединяет обе эти функции, возложенные на школу: он и учит и воспитывает.

А в 5-11-х классах главную роль в воспитательном процессе играет классный руководитель. Выше я писала, что моим любимым учителем был учитель истории, но не с меньшей благодарностью я вспоминаю нашу классную — Нину Алексеевну Чаплыгину. Вчерашняя студентка пединститута, она всегда была рядом с нами, в школе, наших многочисленных лыжных походах по родному краю, готовая помочь, поддержать добрым словом, советом. Веселая, энергичная, она заряжала нас своим оптимизмом, своей активной жизненной позицией, следуя ее примеру, я всегда брала классное руководство, даже выполняя обязанности директора школы.

Сейчас меня нередко приглашают на встречи выпускников, и я слышу, с какой теплотой они вспоминают своих классных, называют их второй мамой, своей наставницей, и с какой обидой вспоминают тех, кто обзывал их дебилами, дураками, идиотами.

Нельзя забывать учителю и о связи с семьей. В семье — корни всех индивидуальных особенностей школьников, там начало всех начал.

Сейчас одной из больших проблем является кадровый голод, т. е. школы испытывают недостаток учителей.

Родители нередко вынуждены покидать насиженные места жительства, чтобы предоставить своим детям возможность учиться там, где педагогический коллектив укомплектован полностью, а ведь часть этой беды лежит и на родителях. Я вспоминаю 50-60 годы ХХ века, с каким уважением даже родители относились к учителям, и кадрового голода тогда не было, а на вступительных экзаменах в Тобольский учительский институт был конкурс — пять человек на место, а сейчас многие педвузы на грани закрытия из-за недобора студентов. Да и выпускники педвузов не спешат в школы, так как престиж профессии учителя упал. Я сужу об этом по явке родителей на родительские собрания. Раньше на общешкольных собраниях не хватало мест, а сейчас они проходят при полупустых залах, т. е. не спешат родители в школу, не видят они в учителе помощника, советника в воспитании детей. Сегодня родители больше озабочены подготовкой ученика в школу, об обеспечении его формой, школьными принадлежностями, средствами связи, транспортом, хотя не это главное, чтобы воспитать ребенка достойным человеком. Учитель и родитель должны действовать единым фронтом, т. е. родитель должен спешить в школу, а учитель — в семью, и связь по телефону или Интернету эту проблему не решит.

Только в тесном единстве школы и семьи решаются больные проблемы современной школы, только тогда не будет кадрового голода, не будет брошенных родителей.

Вот на такие размышления натолкнули приближение Дня учителя и предложение главного человека страны. И если уж его волнуют проблемы школы, то меня, учителя-ветерана, тем более.

Закончить свои мысли я хочу поздравлением, с чего начинала. С праздником, молодые и опытные, доброго всем здоровья и взаимопонимания с родными и близкими, с детьми и родителями!

Каждый день — и праздник,
И экзамен для тебя, мой милый педагог!
С умным сердцем, с добрыми глазами,
Начинай, учитель, свой урок!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

133