Меню
16+

Сетевое издание «Уватские известия»

13.04.2023 17:30 Четверг
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 29 от 12.04.2023 г.

Пусть славит вас заслуженно Земля, наставники мои - Учителя!

Автор: В.Н. КОБЕЛЕВА
Ветеран педагогического труда

Валентина Фёдоровна Бухалова

Задача 2023 года — Года педагога и наставника — воздать должное уважение нашим учителям и наставникам, повысить интерес молодёжи к педагогике, привлечь в педагогические вузы творческих, способных, активных абитуриентов, которые после окончания вуза придут работать в школы.

Во все времена старшее поколение помогает младшему. В этом древнем процессе как нельзя лучше осмысливаются драгоценные слова «что посеешь, то и пожнешь». Во всех толковых словарях слово «наставник» трактуется одинаково — это специалист, профессионал или опытный работник, у которого другие могут получить совет и рекомендации.

В жизни каждого человека встречаются интересные и звездные люди. За годы работы в образовании таких людей в моей судьбе было много, которые помогали мне стать высококвалифицированным педагогом, воспитателем детских душ.

Мои профессиональные вдохновители!
Их биографии удивительны!
Какое счастье быть, а не казаться,
В делах своих достойно воплощаться,
Дарить их людям, в жизни не теряться.
Какое счастье быть!

Всегда с чувством благодарности вспоминаю своих школьных преподавателей, которые помогли мне своим примером яркого учительского труда определиться еще в детстве с профессией, о чем я нисколько не жалею. Я горжусь тем, что моими любимыми учителями были педагоги Демьянской средней школы, и тем, что после окончания в 1975 году филологического факультета Тобольского государственного педагогического института имени Д.И. Менделеева я приступила к своей педагогической деятельности в своей родной школе, проработав здесь 38 лет.

С первых дней я почувствовала внимание и заботу тех, с кем мне предстояло пройти долгий трудовой путь. Благодаря их советам я поняла, что мне судьба подарила авторитетных наставников и я буду верна своей выбранной профессии всю жизнь. Мне хочется с благодарностью назвать имена своих школьных учителей, а потом уже коллег, которые помогли мне стать учителем. Это Бражникова Валентина Николаевна — пионервожатая, учитель начальных классов, Немкова Степанида Кирилловна, Чернышева Евгения Алексеевна — учителя истории, географии, Марчук Элеонора Густавовна — учитель иностранного языка, Куимова Руфина Борисовна, Захарова Галина Петровна, Захарова Нина Фёдоровна, Боченкова Альвина Николаева, Овсянкина Людмила Александровна — учителя русского языка и литературы, Медведев Константин Александрович — учитель физики, Захаров Владимир Степанович, Медведева Мария Фёдоровна, Бухалова Валентина Фёдоровна — учителя математики, Мелинг Людмила Львовна — учитель химии, биологии, Мелинг Виктор Викторович — учитель трудового обучения, Шабалина Мария Ивановна, Фёдорова Мария Степановна, Кошкарова Людмила Викторовна, Елесина Таисья Ивановна, Вторушина Анастасия Михеевна — учителя начальных классов.

Константин Александрович Медведев

Так получилось, что уже через 4 года меня назначили заместителем директора по УВР. Директором школы был К.А. Медведев. И, конечно, он стал для меня эталоном человеческой этики и педагогической мудрости. Будучи руководителем, Константин Александрович стремился к тому, чтобы школа стала центром трудового воспитания молодежи, формировала ее активную жизненную позицию и высокую нравственность. Эта задача для него не была случайной. Детство было военным и трудным, потому что рано остался без родителей и помогал дедушке вести домашнее хозяйство. В студенческие годы ежегодно в сентябре работал в колхозах Уватского, Вагайского, Тобольского районов. Работа с учениками привлекала Константина Александровича больше, и вот он снова учитель физики. Увлеченность своим предметом передалась ученикам, особенно юношам. Практическая направленность уроков, использование метода эксперимента, возможность самостоятельных детских открытий в ходе лабораторных работ и сделало уроки физики любимыми для его воспитанников. В учителе привлекали детей высокая эрудиция, доверие к ученику, умение дать стоящий совет. В продолжение всей трудовой деятельности Константин Александрович вел и активную общественную работу на селе.

Самых высоких слов как Учитель заслуживает Бухалова Валентина Фёдоровна. Свою педагогическую деятельность в Демьянской средней школе она начала в 1970 году учителем математики, имея уже за плечами опыт педагогической работы. «Грамотный учитель, мастер своего дела», — так с благодарностью вспоминают ее выпускники, потому что уроки математики стали для них самыми любимыми и интересными, а воспитательные мероприятия, подготовленные Валентиной Федоровной, были для ее учеников настоящей школой жизни. Дети ее класса могли самостоятельно организовать любое общешкольное мероприятие, интересное творческое дело, были надежными товарищами младших, организаторами их досуга, активными участниками художественной самодеятельности. Всё это не пришло к детям само собой. Личностью становишься под чутким руководством опытного наставника, внимательного, переживающего за судьбу каждого из своих воспитанников, четко понимающего, каким хотел бы видеть в будущем своего выпускника. Благодаря своему ежедневному кропотливому труду Валентина Фёдоровна и стала главным человеком в формировании личностных качеств своих выпускников, которые стали достойными гражданами своей страны, уважаемыми людьми, руководителями. А из 15 выпускников 1990 года пятеро выбрали профессию педагога. Не зря в их педагогической деятельности и сейчас чувствуется почерк своего любимого наставника.

Конечно, Валентина Фёдоровна делилась опытом своей работы и с молодыми учителями. Они охотно посещали ее уроки и внеклассные мероприятия, спрашивали совета. Многие из них, и я в том числе, в трудной ситуации думали: «А как бы поступила сейчас Валентина Фёдоровна?» Вот таким и должен быть истинный наставник.

Мария Фёдоровна Медведева

Опытным педагогом-наставником я считаю учителя математики Медведеву Марию Фёдоровну. Своим педагогическим тактом, учительской мудростью она снискала заслуженный авторитет выпускников и начинающих учителей не одного поколения. На уроке объяснялось всё доступно и глубоко, поэтому материал был понятен всем. Неслучайно выпускники Марии Фёдоровны показывали блестящие знания по математике на выпускных и вступительных экзаменах, на районных и областных олимпиадах. 17 успешных выпусков Учителя… До сих пор ее воспитанники с благодарностью вспоминают своего любимого педагога.

Работая завучем и посещая уроки своих педагогов, конечно, берешь для себя из их опыта самое ценное и важное для своего совершенствования. Поэтому с чувством глубокой благодарности я хочу рассказать о тех, кто начал свою педагогическую деятельность в нашей школе в 80-е, 90-е, 2000 годы. У каждого из них было чему поучиться.

Всегда с желанием и интересом я посещала уроки учителей начальных классов: Кошкаровой Людмилы Викторовны, Бражниковой Валентины Николаевны, Шишкиной Галины Федосеевны, Захаровой Ирины Александровны, Барабановой Светланы Викторовны, Никуровой Екатерины Ивановны, Чупиной Натальи Михайловны, Ганиевой Галины Романовны, Воронцовой Луизы Тауфиковны. Это педагоги, обладающие высоким профессионализмом. Здесь можно было поучиться методике выбора оптимальных методов и средств обучения, формированию у обучающихся атмосферы поиска и творчества, самостоятельности, что обеспечивало условия саморазвития личности младшего школьника.

Личностно-ориентированная направленность уроков математики Шишкиной Людмилы Юрьевны и Кожиной Натальи Никифоровны помогала развивать ответственное отношение к предмету, повышению качества знаний учащихся, их практическому применению, развитию универсальных учебных действий школьников. Кропотливый труд, внимательное отношение к своим воспитанникам, индивидуальная работа с каждым давали свои результаты. На ОГЭ и ЕГЭ их выпускники всегда показывали качественную подготовку.

Уроки технологии Пуртовой Натальи Петровны привлекали новизной, нацеленностью на конечный результат. Используя в своей методике проектно-исследовательские технологии, Наталья Петровна формировала у своих учеников опыт коллективной деятельности, творческую самостоятельность, креативность, дала своим выпускницам навыки по основам домоводства и рукоделия. Воронцов Владимир Александрович, Оегостурова Валентина Васильевна и Морозов Константин Александрович на уроках технологии кропотливо работали над проблемой практической направленности трудовой подготовки юношей. И это было здорово!

Интересна методика создания и развития речевой среды на уроках русского языка и литературы у Кустовой Анны Владимировны, Просековой Любови Николаевны, Мухиной Людмилы Петровны. Это осуществлялось через диалоговое обучение, внеклассную работу по предмету. Главным принципом в их работе был творческий поиск и стремление дать своим выпускникам глубокие, прочные знания, сформировать у них интерес к русской литературе и любовь к родному русскому языку.

С большим желанием посещала уроки обществознания и истории Захаровой Ирины Павловны и Копыловой Надежды Андреевны. Глубокое знание своего предмета, четкое построение урока, нацеленность на конечный результат — характерные особенности уроков Ирины Павловны. А каждый урок истории, подготовленный Надеждой Андреевной, увлекательное путешествие в историю Древнего мира или Средневековья — это размышления старшеклассников о судьбе своей страны. Уроки, посвященные культуре разных эпох, просто завораживали учеников.

Волновали душу уроки музыки Александровой Марии Васильевны. Действительно, это были уроки, развивающие интерес к классической музыке, интеллект учащихся. Учили чувствовать прекрасное и слышать музыку в окружающем мире.

Учителей английского языка Кошкину Галину Фёдоровну и Захарченко Юлию Анатольевну отличает глубокое знание своего предмета, владение методикой его преподавания. Интерес учащихся к иностранному языку, понимание его необходимости в современном мире — результат кропотливого труда учителей. На уроках Юлии Анатольевны всегда царит атмосфера сотрудничества и взаимопонимания, доброжелательности. Практическая направленность, осуществление индивидуального подхода к каждому — основное в деятельности учителя.

Тимашкова Светлана Владимировна — учитель географии и Шишкина Наталья Александровна — учитель химии, биологии, охотно делились своим опытом работы по практической направленности урока, по методике построения учащимися монологического высказывания на основе научного текста или эксперимента, по внедрению современных технологий обучения.

На высоком методическом уровне всегда проходили уроки физической культуры Кожина Алексея Николаевича. В совершенстве владея методикой преподавания, Алексей Николаевич прививал своим воспитанникам любовь к спорту, совершенствовал физическую подготовку учащихся, способствовал укреплению их здоровья и соблюдению основ безопасности жизнедеятельности.

Помощь в коррекционной работе с детьми, диагностике психологических и социальных проблем классным руководителям оказывали Фёдорова Тамара Валентиновна, Дорофеева Марина Александровна, Нотарова Марина Анатольевна. Опытом проведения внеклассных мероприятий делились Рудь Наталья Николаевна, Поспелова Наталья Александровна, Коскина Наргиза Ахметовна. Мероприятия, подготовленные ими, проводились для педагогов школы и района.

Нина Андреевна Доронина

Но главным наставником для всех нас, учителей школы, была Доронина Нина Андреевна. Это опытный руководитель, истинный наставник педагогов, любимый учитель выпускников. Нина Андреевна ответственна, принципиальна. Ничто не уходило из-под ее хозяйского взгляда. Но самой важной для нее была работа по развитию профессионализма педагогов и по развитию их творческого потенциала. Взаимопонимание с коллективом — главный принцип в деятельности Нины Андреевны. Так под ее руководством и сформировался в школе единый творческий коллектив.

Сегодня, оглядываясь назад и размышляя о том, что для меня свято, хочу сказать: это имена моих родителей, имена моих любимых педагогов-наставников, с которыми мне выпало счастье быть и трудиться рядом когда-то и сейчас, и еще имя моей родной и дорогой для меня Демьянской средней школы!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

4224