Меню
16+

Сетевое издание «Уватские известия»

17.09.2023 17:00 Воскресенье
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 74 от 15.09.2023 г.

Земля Уватская - древние ворота в загадочную, таинственную Сибирь...

Автор: Владимир ТИМОФЕЕВ

Тема прошедшего фестиваля парковой скульптуры «Чудотворцы» — «История в мифах и фактах» — выбрана неслучайно. В 2025 году Уватский район отметит 100-летие со дня своего образования. Композиционная задумка мастеров отражает в фигурах мифы Уватской земли, её богатейшую историю и природные богатства. На торжественной церемонии закрытия фестиваля авторы озвучили целый сказ рождённый и рассказывающий о каждой фигуре.

Бескрайняя земля Сибирская… В причудливых поворотах великого Иртыша, на заросших непроходимыми урманами увалах, среди пойменных лугов и синеющих озер лежит богатая Уватская земля. Издревле шли люди в загадочную Сибирь в поисках лучшей доли. Неприметными заросшими тропами, да на дощатиках по просторам полноводной реки пробирался народ в сибирскую глубинку. Сырая осень дождями удерживала их, лютая зима заметала снегами пути-тропинки, сковывала льдами реки-дороги.

Юрий Конюхов, пос. Алнаши (Удмуртия)
Скульптура «Свободолюбивые люди и птицы — стерхи»

Как говаривали древние легенды: на Кошелевой горе богатыри обитали. Гора та, как большой кошель, вдоль реки крутым берегом лежит. Как-то богатыри выловили царь-рыбу, серебряного осетра, который издавна поперек Иртыша-реки лежал, воду да рыбу взаперти держал. Просил речной дух вернуть царь-рыбу, да только к той поре богатыри того осетра уж съели. Тогда разгневался речной дух, послал на их гору беспокойные волны. И по сей день грызут они берег крутой, обваливают гору-городище Вач-Вош, где жили богатыри. Скоро богатырям здесь тесно стало. Ушли они за увалы-урманы. Только поселились здесь простые люди, охотники и рыболовы. Да и стерхи-журавли прилетели, стали гнездиться у малой реки…

Николай Гетьман, г. Москва
Скульптура «На оленьей упряжке увезу тебя в Демьянское»

А уж после поставили село Демьянское с постоялым двором, где изрядно уставшие путники спешили укрыться в тепле да уюте. От Уральских гор до студеных морей слышно было о Демьянском Яме. Светлыми днями да звездными ночами, в трескучий мороз и непроглядную пургу гоняли ямщики от остяцкого Сургута до стольного Тоболеска…

Александр Затонских, пос. Туртас
Скульптура «Хозяева горнослинкинских урманов»

Селились переселенцы по берегам реки, да на старицах. Только вот могучий Иртыш не раз разливался на несколько верст, затапливая пашни да огороды. Вот люди стали искать, где повыше, повиднее. Так на возвышенном местечке как раз супротив Луговой Слинкиной выросло село Горнослинкино. Только озорничали здесь хозяева тайги — медведи. Но всё уладилось — обжилось…

Дмитрий Трухин, г. Иваново
Скульптура «Уватский ямщик»

На левом берегу Иртыша стоит село Уватское. Каждый пеший и конный наперво углядывал кресты церкви Спаса Нерукотворного Образа, что в просветах таежного леса высились, Село то — Уват остяцкое, что на русском Мыс означает. Вот с этого мыса во все уголки Сибири и за Урал ямщики зимними суровыми дорогами пробирались через пургу да метели. Шутка ли, 30 дворов ямщицких раскинулось меж Нижнего и Верхнего озер-полоев. Через Уват дорога влекла купцов с мехами на Ирбитскую ярмарку. Бывало шуровали по тракту разбойники. Но суровые уватские ямщики с молитвами бесстрашно гоняли своих сибирских лошадок, запряженных в кашевки…

Илья Давыдов, г. Бердск
Скульптура «Семейное счастье на Красную горку»

С самых давних пор собирались девки на народные гулянья с забавами да старинными обрядами на праздник Красной горки. Выбирали себе на всю жизнь своего суженого, венчались и долго крепко жили в селе Красный Яр…

Владимир Алманов, г. Москва
Скульптура «Мечты сбываются в Ивановке»

Бают люди, что первыми поселенцами на увале, что возле Туртаски, стали Иван да Омеля (Емеля). Так и стали навеличивать деревни Ивановка да Омелина. Был Иван балагур, но рукастый, до всякого дела хваткий. А вот Омела всё верил в разные чудеса да россказни. Народ поговаривает, что с них про Ивана-Молодца да про Емелю с говорящей щукой сказку списали…

Евгений Чагровой, с. Алымка
Скульптура «На максимовских песках»

Но не только щукой промышляли на озерах и сорах. Рядом пески вольные на Иртыше. Артелями-семьями собирались, сети закидывали, разной рыбы полные тони вытаскивали. В неводах нередко и осетры барахтались, черной икры с них сполна набирали да по ярмаркам развозили. Кругом — то тайга зеленой стеной стоит, где зверье за каждым деревом водится, ягод — грибов — видимо-невидимо. Чуток огляделись люди, стали лес валить, деревушки Алымку с Максимовкой ставить…

Минибулат Абдрахимов, г. Ульяновск
Скульптура «Тугаловское «Чудо-Юдо»

Зато в Тугалово места есть, где можно спозаранку или вечерком «Чудо-Юдо» встретить. С удочкой да со спиннингом на бережку в свою охотку и с великим терпением рыбку караулить да выловить. А после стоповым засолом приготовить, да на торжке продать…

Александр Туркичёв, пос. Шемышейка
Скульптура «Петрович на ярмарке»

А вот в Солянке да Ищике мужики картошкой доброй славились, торговать в город везли, соседей обеспечивали, да и себя не обижали…

Любовь Бывальцева, г. Ижевск
Скульптура «Священный оберег села»

Филин — ночной охотник — птица умная, свободная и таинственная. Летает бесшумно, живет среди людей, но знает скрытую другую жизнь. У местных тюркских народов считается Священной птицей. Национальная деревня Уки на тюркском звучит как Филин.

Максим Пахомов, г. Новосибирск
Скульптура «В лес на рабочую смену»

Шли годы, десятилетия. Много воды утекло в Иртыше. В тайге, как и прежде, валят лес мужики. Древесину хлыстами везут в поселок Туртас. Здесь ее перерабатывают, а уж потом она доставляется по железной и автомобильной дороге на стройки. Строят из нее теплые дома, да и на другие полезные дела расходуют пиломатериалы…

Пётр Рябов, с. Подлесная Тавла (Мордовия)
Скульптура «Демьянушкины пироги»

Убегает дальше на Север полотно железной дороги. Через новую станцию Демьянка много нефтяников да геологов проследовало. Сердобольные тётушки-бабушки на перроне всех их местными пирожками да ватрушками потчевали. Надолго запомнилась горяченькая, с пылу с жару сдоба станционных бабушек …

Василий Тёркин, г. Мышкин, Ярославская область, Николай Швец, г. Лабинск, Краснодарский край, Сергей Тимергазеев, г. Тобольск, Андрей Черепанов, г. Тобольск, изготовили скульптуры «Ангелы».

На берегах Иртыша в Увате встретились многовековая история, основанная на мифах и легендах с современными реалиями, подкрепленными фактами. В водах отражается белоснежный Храм Николая Угодника. Подобно белым облакам, рядом с ним парят в отражении Ангелы. Вот такая она, Уватская земля — стародавняя и современная. Хранительница мифов и легенд, традиций и достижений, открытая для добрых людей.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

165