Меню
16+

Сетевое издание «Уватские известия»

13.03.2023 17:00 Понедельник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 19 от 10.03.2023 г.

Каждому в жизни нужен наставник

Автор: А.А. МАЛЬЦЕВ

Альфия Дмитриевна Преснецова с классом. 1989 г.

Самое трудное в учении — научиться чтить учителя.
Но лишь чтя наставника, сможешь перенять его правду.
И лишь перенимая правду, народ способен почитать науки.

Конфуций

2023 год указом президента РФ объявлен «Годом педагога и наставника». Наставник… Кто он такой? Какой смысл скрыт за этим, казалось бы, простым словом? Когда мы делаем первые шаги, нашими наставниками становятся родители. Именно они помогают в трудную минуту, протягивают руку, подставляют плечо. Когда мы приходим в школу, нашими наставниками становятся учителя. И вот школьные годы позади. Мы выросли, мы взрослые, мы не нуждаемся в помощи и поддержке. И вот первый рабочий день. И мы снова чувствуем себя маленькими беспомощными детьми. Мы снова ждем протянутую руку, за которую хочется крепко взяться и ощутить материнскую заботу, дружеское участие и тепло.

Иногда задумываюсь над своим профессиональным путем, нет-нет да и загляну назад своему пройденному педагогическому опыту, было всякое: и взлеты и падения, творческие и научные достижения, разочарования и мысли уйти в другую сферу деятельности. Но в своей профессиональной деятельности всегда старался опираться на опыт других более опытных коллег и управленцев, которых считаю своими наставниками.

У каждого из нас был свой первый учитель, был и у меня. Помню первый урок «Наша Родина — СССР», молодая учительница и мы — все взволнованные чем-то неожиданным и волнующим. И вот Альфия Дмитриевна Преснецова ведет свой урок, сама волнуется не меньше, чем ученики. Она учила нас ровно один учебный год, затем ушла в декретный отпуск, но тот урок я несу в своей памяти через свою жизнь.

Т.И. Алексеенко

Затем были новые учителя и все оставили какой-то негасимый свет в нашей памяти. Нам, детям из простой сельской школы в далеком селе Красный Яр, они стремились дать все свои знания и научить нас всем необходимым навыкам и дать возможность прикоснуться к сокровищам мировой культуры. Вспоминаются уроки пения в начальных классах, которые вела Т.И. Алексеенко, как она стремилась нам показать сокровища музыкальной культуры на стареньком проигрывателе, давала возможность послушать отрывки из оперы, классическую музыку. А уроки, на которых мы слушали и разбирали симфоническую сказку «Петя и волк» Прокофьева или оперу «Иван Сусанин» М. Глинки, помнятся мне, как будто это было вчера.

Т.М. Гвоздева

В 5-м классе классным руководителем у нас была Т.М. Гвоздева, которая прошла весь путь нашего обучения до 11 класса. Сколько было решено задач и уравнений, доказано теорем, а какие были классные часы, подготовка к общешкольным мероприятиям и за всё стояла она, наша классная мама. Говорят, что ученики в классе со временем начинают походить на классного руководителя, из собственного опыта мне кажется, что, наверное, это действительно так. Затем мы вместе работали в одной школе, были коллегами и администраторами, но я всегда поражался работоспособности, методической грамотности, умению разнообразить урок у Татьяны Михайловны.

Г.Д. Ососов

На мой профессиональный выбор повлиял наш учитель истории Г.Д. Ососов. Наверное, не было ученика в нашей школе, который бы не любил его. Он умел завораживать на своих уроках, погрузить в «дела давно минувших дней, преданья старины глубокой…». Помню один из уроков в 9 классе по теме «Три течения в народничестве», как было всё понятно и всё доступно для понимания, хотя из современного профессионального опыта знаю, что тему «народничества» дети не очень жалуют.

Н.В. Самоловова

Н.В. Самоловова, это имя стоит особняком в Красноярской СОШ, приехав молодым специалистом, так и осталась, посвятив себя одной-единственной школе. За долгие годы работы была учителем географии и завучем, ей присущи аналитика и умение выстроить учебный процесс, а по умению составить расписание ей не было равных. В своей профессиональной деятельности, преподавание предмета географии, я часто вспоминаю уроки Натальи Васильевны, особенно методы отработки практической части, работа над номенклатурой и картой.

Г.А. Шпинёва

За период работы в школах мне пришлось преподавать разные предметы, но в своей деятельности я часто вспоминаю своих учителей, а иногда и хочется быть похожим на них. Так, на уроках немецкого языка вспоминаю Гильду Андреевну Шпинёву, это не просто учитель, это человек-энциклопедист. В детстве нам казалось, что она знает всё и по всем предметам. Знаний, полученных на ее уроках, мне хватило с хорошим результатом заниматься в институте, а преподаватель мне говорила: «Спасибо вашему школьному учителю, чувствуется высокая база и глубокие знания».

Годы учебы в Тобольском педагогическом институте им. Д.И. Менделеева оставили свой след, именно здесь я получил теоретические знания, получил опыт научной деятельности, как результат этого — имею более двадцати статей и публикаций в различных научных сборниках по истории, педагогике и методике преподавания, этнографии и краеведению. Во время обучения в вузе соприкоснулся с педагогами высшей школы: к.и.н. Н.Л. Коньковым, д.и.н. Е.П. Мартыновой, к.и.н. Г.Т. Бакиевой, к.и.н. А.Ю. Коневым и др., именно они научили глубокой работе с источниками и документами, делать выводы и анализ по историческим событиям.

И вот я переступил порог школы, это была родная Красноярская СОШ. Всё для меня было ново: работа с детьми, их родителями, общение с коллегами. В начале своей деятельности было очень сложно.

Затем был период работы в Уватской средней школе, в которой пришло осознание, что такое учитель. Появились педагогические контакты с опытными педагогами: В.А. Дробининой, Л.И. Ахминеевой, С.Я. Огородниковой, А.Ф. Фельде, Д.А. Маслеевой, Л.Ф. Лаптевой, Н.Б. Захаровой, а также увидел изнутри систему методической работы, которую в тот период выстраивала М.М. Минина. Уже тогда, а это был 2006 год, в Уватской школе существовала система наставничества. С большой теплотой вспоминаю совместную работу по методическому росту Д.А. Маслееву, как мы разбирали уроки, ее советы, на что обращать большее внимание.

В дальнейшем были годы административной работы в Красноярской школе. Не знаю, как сложилась бы моя трудовая судьба, если бы не замечательный человек, наставник для многих, Антонина Фёдоровна Боровинская. Именно она увидела во мне силы, поверила в меня, дала мне поддержку и тепло, грамотные советы. Антонина Фёдоровна на тот момент имела большой опыт руководителя сферы образования в Уватском районе, вокруг которой был дружный и опытный коллектив управленцев. Именно они подбирали кадры, работали над сплочением, способствовали профессиональному росту, стремились к повышению качества.

И сейчас с благодарностью вспоминаю имена В.Н. Оробец, С.А. Демчук, Е.Д. Мальцевой, З.П. Ковалёвой, Е.И. Филипович, Н.И. Селивёрстовой, О.И. Языковой, директоров школ, с которыми приходилось советоваться, общаться, прислушиваться, выполнять общее дело: Н.А. Доронина, М.С. Павлик, Л.А. Брюхова, П.П. Калинин, В.М. Антипов, Л.В. Новоселова, Л.М. Ивановская, Т.П. Михалицина, А.А. Пуртова, Л.Д. Маслюкова, И.Н. Кожина.

Становление учителя происходит гораздо труднее, чем в других профессиях. Это и понятно, ведь молодые педагоги с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и учителя с многолетним стажем, а учащиеся, родители и администрация ожидают от них столь же безупречного профессионализма. Работа с молодыми специалистами традиционно является одной из самых важных составляющих методической работы. Именно поэтому президент делает акцент на эту сферу деятельности. В процессе наставничества происходит совместное самосовершенствование, обогащение своего опыта более мобильными приемами.

Для тех, кто стал наставником, хочется пожелать: чтобы взаимодействие с молодым педагогом было конструктивным и приносило желаемый результат, педагогу-наставнику необходимо — это не подсказывать решения, не «учить жизни» молодого учителя. Необходимо так представить ситуацию, чтобы молодой педагог сам нашел правильные пути решения. Наставник должен стимулировать процесс профессиональной поддержки молодого педагога.

Ну а начинающим педагогам помнить, что быть учителем трудно, но возможно. Главное, надо учиться быть счастливым. Ведь несчастный учитель никогда не воспитает счастливого ученика. У счастливого педагога ученики в школе испытывают состояние счастья: они действуют, творят, ощущают, что их любят и желают им добра. Еще Сократ более двух тысяч лет назад сказал: «В каждом человеке есть солнце, только дайте ему светить». Каждый из нас может подарить частичку своего тепла, любви другим.

У каждого из нас в жизни были люди, оказавшие решающее влияние на наше развитие. Это и есть наставники, даже если мы не называем их так, их роль в нашей жизни огромна. Большая удача, если встречи с такими людьми происходили уже с детства, когда закладываются основы личности. Эти встречи помогают детям сформулировать свое видение мира и предназначение в нем. Кому-то запомнится яркий художник, кому-то — известный предприниматель, государственный деятель или путешественник, а для кого-то обычный учитель. От встречи могут остаться одна фраза, общее впечатление или просто искра интереса, но мы удивимся, как сильно они могут повлиять на сознание, определив судьбу человека на долгие годы вперед. Это и есть волшебство наставничества.

Всем моим коллегам-наставникам желаю крепкого здоровья, неиссякаемого творческого потенциала. Всем, кого нет с нами, — вечная память и низкий поклон. Педагогам, находящимся на заслуженном отдыхе, хотелось бы пожелать почаще приходить в школы, общаться с молодыми педагогами, помните, вы им очень нужны, ваша поддержка и простое доброе слово — ценнее изумрудов и золота. Только таким образом мы сможем добиться непрерывной связи всех поколений, обеспечим передачу педагогических традиций и сохраним всё самое доброе в наших образовательных учреждениях.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

8573